Сплин судьбы

Ξ 28 октября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Иван Куликов

В Москве начинается фестиваль "Новое британское кино", на котором покажут самую беззаботную комедию Майка Ли, итальянскую Геную глазами Уинтерботтома, несколько английских самоубийц и шотландский камень судьбы.

Фестиваль "Новое британского кино", который открывается сегодня комедией Майка Ли"Беззаботная", укомплектован организаторами по принципу "полным полна коробочка": обязательные к просмотру хиты чередуются с дебютами, экспериментами, жанровыми картинами и документалистикой. Но пределов зрительского восприятия кураторы испытывать не стали: за семь дней будет показано десять картин, притом все, кроме одной документальной, будут демонстрироваться дважды.


Кадр из фильма "Когда ты в последний раз видел своего отца?"

Возглавляет смотр могучая кучка общепризнанных и грядущих классиков. Состав все тот же: Майк Ли, Теренс Дэвис и Майкл Уинтерботтом. Для полного комплекта не хватает "героя рабочего класса" Кена Лоуча, чей последний фильм "Свободный мир" в программу почему-то не включили, зато включили темную лошадку Азифа Кападиа с очень странным фильмом про заполярную Мишель Йео. Во втором ряду шествует арьергард из перспективных новичков и дебютантов: Дэвида Маккензи, Дуэйна Хопкинса и Джеки Удни. Замыкают список простые труженики жанра: Чарльз Мартин Смит с фильмом про шотландских националистов, ограбивших Вестминстерское аббатство, и Ананд Такер, задавшийся длинным вопросом "Когда ты в последний раз видел своего отца?".

Могучая кучка: Ли, Дэвис, Уинтерботтом

"Беззаботная" (реж. Майк Ли 2008)

Виртуоз "кухонной социологии", "актерский демиург" и режиссер, работающий без сценария, Майк Ли продолжает исследовать тему женского "щастья и нещастья", разобравшись с лесбиянствующими "Карьеристками", драматичными последствиями абортов в "Вере Дрэйк", и кассиршами из супермаркета, требующими "Все или ничего". "Беззаботная" — игривая, лоскутная, но отлично сшитая комедия, смысл которой полностью исчерпывается ее названием, местом съемок (лондонский район Кэмден), но главное — исполнительницей главной роли Салли Хоукинс, гениально сыгравшей неунывающую тридцатилетнюю оторву, извергающую с экрана столько энтузиазма и оптимизма, что можете прямо сейчас спустить в унитаз свои антидепрессанты. "Серебряный медведь" Берлинале за лучшую женскую роль. Живая классика и главный хит программы.

"Генуя" (реж. Майкл Уинтерботтом, 2008)


Кадр из фильма "Генуя"

Вдовец (Колин Ферт) переезжает с двумя детьми из Чикаго в Геную, где преподает непонятно что в местном университете, пытается закрутить интрижку со студенткой и осуществляет с переменным успехом родительский надзор над дочерьми. Одной, младшей, все время снится мама. Другая, старшая, наводит марафет и рассекает по ночам на мотороллере с местными рагацци... Уинтерботтом, похоже, еще пребывает в долгосрочном творческом тайм-ауте после мощных "Круглосуточных тусовщиков" и шедевральной "Истории петушка и бычка". То есть режиссерского простоя как такового вроде нет, но цена разыгранной интриги оказывается под конец его нового фильма настолько мизерной, что, право, возникают сомнения, а стоила ли овчинка того, чтобы пускать в ход все эти фирменные уинтерботтомовские технологии: калейдоскопичный монтаж, многофигурные мизансцены и плотную, компрессированную режиссуру. Не понятно, зачем вообще Уинтерботтом взялся за эту "Геную". Наверное, из-за Генуи. Которая прекрасна, спору нет.

"Время и город" (реж. Теренс Дэвис, 2008)


Кадр из фильма "Время и город"

В этом году, меланхолия, английский сплин и ностальгия по былому — три лейтмотива фестиваля "Новое британское кино". Пора бы уже придумать что-нибудь новенькое. Кроме Майка Ли, который остается беззаботным до конца сеанса, все остальные режиссеры предпочитают оптимизму ностальгию и рефлексию над прошлым. Даже не замеченный в унынии Уинтерботтом запускает в лабиринты солнечной и яркой Генуи призрак погибшей матери, и ловит его там весь фильм. Темы забвения и вселенской меланхолии, немыслимым образом скрещенные с социологией, всегда занимали Теренса Дэвиса, бескомпромиссного экспериментатора из поколения "рассерженных". Дэвис сочинил и представил в Каннах пронзительную документальную поэму о городе своего детства Ливерпуле, озвученную собственными закадровыми комментариями, стихами, почти слезами и музыкой Малера и Брукнера. Фестивальный эксклюзив. До проката такие фильмы не добираются. В следующий вторник — единственный сеанс.

Арьергард: Маккензи, Хопкинс, Одни

"Надежда умирает последней" (реж. Дуэйн Хопкинс, 2008)


Кадр из фильма "Надежда умирает последней"

Тем, кто избавился от антидепрессантов и посмотрел "Беззаботную" Майка Ли категорически не рекомендуем идти на мрачнейший дебют режиссера Хопкинса, после которого антидепрессанты придется закупать пачками. Вопреки честному русском переводу (в оригинале фильм маскируется под оптимистичными "Лучшими вещами") надежда в этом фильме умирает в первом кадре, и делает то же самое в остальных, выполняя профессиональный долг перед почтенной публикой. По экрану лениво ползают, но чаще сидят, неподвижно уставившись в пространство, угрюмые подростки, чья общая знакомая добровольно распрощалась с жизнью в начале фильма, воткнув себе в вену шприц. Тем же самым занимаются весь фильм ее друзья, страдая от удручающей бессмысленности жизни, за которую в фильме отвечают пасмурные небеса провинциальной Англии. Тягучее, изматывающее нервы зрелище перестает быть испытанием психики на прочность, если воспринимать его уже не как фильм, а как абстрактное упражнение в видеоарте на тему вселенской пустоты и градаций серого. Упражнение больше претенциозное, чем действительно талантливое: все нулевые британский молодой арьергард пытается пробиться в первую лигу, но выдает больше не провокативные, а какие-то высосанные из пальца фильмы. Этим же, хоть и в меньшей степени, грешит еще один новичок — Дэвид Маккензи, лидер новой шотладской киноволны.

"Хэллем Фоу" (реж. Дэвид Маккензи, 2007)


Кадр из фильма "Хэллем Фоу"

Молодой невротик Хэллем бежит в Эдинбург от злобной мачехи, устраивается на работу посудомойкой и влюбляется в начальницу отдела кадров, за которой он по ночам подсматривает — женщина похожа на его маму, покончившую жизнь самоубийством. Вуайеризм перерастает в любовный треугольник с участием его начальника. Древнегреческие страсти в шотландском флегматичном исполнении. Режиссер Дэвид Маккензи, живописавший похожую сексуальную подмену в "Молодом Адаме" более смелыми мазками, повторяет самого себя, но с уклоном в городскую микросоциологию и с большим, чем в дебюте, вниманием к людям, деталям и пространству: отели, консьержи, кастовые предрассудки, герои, навязывающие себе и другим чужие роли, странный город Эдинбург — все это несколько компенсирует банальную фрейдисткую интригу, положенную в основу всей истории. Знатоки оценят саундтрек из Алекса Капраноса, Four Tet и, естественно, "Франца Фердинанда".

"French Film: Другие сцены сексуального характера" (реж. Джеки Удни)

"Кинематограф людей" практичные британцы с их мощнейшей актерской школой и любовью к точности всегда предпочитали "кинематографу идей". Наглядному разбору этой диспозиции посвятил свой дебют Джеки Удни. Главный герой Джед готовится к интервью с напыщенным французским киномэтром — великим мастером идиотских трюизмов про любовь, которые он изрекает в камеру на чудовищном английском. В перерывах Джед ходит с женой к психоаналитику, где те же самые трюизмы приходится произносить уже по собственной воле, вспоминая, любил он свою вторую половину, или не любил. Исследование разницы двух культур перерастает в издевательство над самим существом вопроса: роль французского киномэтра сыграл небезызвестный нападающий "Манчестер Юнайтед" Эрик Кантона. Сносная, с приличной, впрочем, скидкой на дебют, комедия для тех, кому за тридцать.

Труженики жанра

Таких в программе двое: американец Чарльз Мартин Смит с шотландским "Камнем судьбы" и Ананд Такер с драмой "Когда в последний раз ты видел своего отца?". Меланхолия и ностальгия по прошлому здесь также остаются в силе. Герой фильма Такера, успешный литератор, все полтора часа мучается флэшбеками, в которых его отец изменяет матери. Теперь отец тяжело болеет, и нужно, пока он еще жив, понять этого человека заново. Большая часть аплодисментов в этом нелегком предприятии достанется не меланхолику-сыну в исполнении вездесущего Колина Ферта, а холерику-папе, которого сыграл актер-легенда Джим Бродбент. Той же ностальгической дымкой по старой на этот раз не Англии, а Шотландии, отмечен анекдот про молодых шотландских националистов, в 1950 году стащивших из Вестминстерского аббатства Камень Скоуна — символ независимости Шотландии, конфискованный в 13 веке Эдуардом Первым. Из анекдота могла получиться отличная комедия про бессмысленную суету вокруг булыжника, но весь сарказм растворился в реверансах перед шотландской национальной гордостью и реальными героями истории. Вполне, впрочем, извинительных.

Заполярная Йео


Кадр из фильма "Нереальный север"

Еще один фильм программы — "Нереальный север" Азифа Кападиа — не знаем, куда толком приткнуть, но не по причине исключительных художественных достоинств, а наоборот — исключительной их слабости. Сюрреалистичный дуэт Мишель Йео и Шона Бина интригует лишь издалека — внутри чукотской юрты между этими людьми не возникает никакой химии, притом сами актеры виноваты в этом меньше всего. Взятая с потолка лав-стори о проклятой шаманом женщине (Йео), на которую сваливается беглый каторжник (Бин), выглядит глупо и претенциозно, учитывая полную неразбериху с местом (Гренландия, Аляска, Чукотка?), временем (вроде — Вторая мировая, но откуда взялись радарные станции и "Русское радио" из транзистора?), бредовую этнографию и русофобию, эксплуатируемую ни к селу ни к городу: мирные народы Севера угнетает у Кападиа орда понабежавших из ГУЛАГа оборванцев. Чушь собачья. Игнорировать однозначно.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: