Про Федота-стрельца

Ξ 18 декабря, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Иван Куликов

На премьере народно-авторского эпоса про Федота-стрельца, удалого молодца полностью зачитали текст Леонида Филатова и цитировали мирискусников.

Про Федота-стрельца, удалого молодца (2008)

анимация / комедия

Режиссер: Людмила Стеблянко
В ролях: озвучание: Сергей Безруков (Федот-стрелец), Чулпан Хаматова (Маруся), Виктор Сухоруков (Царь), Дмитрий Дюжев (Генерал), Александр Ревва (Баба-Яга), …


Кадр из мультфильма "Про Федота-стрельца, удалого молодца"

Перед премьерой "Федота-стрельца", воспользовавшись оказией, прокатчики развлекали аудиторию (напоминающую, несмотря на поздний час, какой-то детский утренник с конкурсами и монпансье) комплектом анимационных трейлеров на полгода вперед с заходом не только в весенние, но, кажется, и в летние каникулы. Все — заморские, все — 3D, все как один похожи на шуршащие пакетики жевательного мармелада с портретами животных-мутантов и кислотных монстров, которыми у голливудских маркетологов принято зазывать младенцев в цирк-шапито с трехмерными уродцами. То двумерное графическое великолепие, на которое взирала публика следующие полтора часа — собственно сам "Федот" — вступало с этим шапито в столь вопиющее противоречие по изобразительной, прежде всего, части, что впору отбросить лицемерие и признаться хотя бы самим себе, в насколько примитивное, дурное и глубоко антихудожественное явление выродилось 3D за последние десять лет. Все эти "пиксары", "мадагаскары" и прочие утомительные, как лизергиновый делириум, цифровые побегушки, которые отличаются от прочих цифровых побегушек только тем, что к первым забыли прикрутить джойстик.


Кадр из мультфильма "Про Федота-стрельца, удалого молодца"

Сложно представить, как выглядел бы "Федот 3D", отрендеренный где-нибудь в Силиконовой долине или, что подешевле, на каких-нибудь азиатских выселках. Хотя бы потому, что для 3D-моделирования главного героя оказывается слишком мало входных данных. Ну, то есть, как это там у классика — "ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так — вообче". Короче говоря — лубок. Такой лубок, увековеченный пером русского писателя, топором не вырубишь — это и дураку понятно, но тут ведь даже толком и не отсканируешь. Чего уж говорить про То, чего не может быть, проникновенно озвученное Михаилом Ефремовым: не будем раскрывать карты, но наши аниматоры из этого "отсутствия присутствия" тоже удачно выкрутились. Важно даже не то, как выкрутились, а то, от чего удачно отбрыкались. Кажется, после удачных богатырских эпосов про Илью, Добрыню и Алешу следующим шагом студии "Мельница", рисовавшей "Федота", должно было стать удорожание продакшна и переход на модное 3D. Слава богу — не стало. Решение по нынешним временам скорее всего финансовое, но остается только пожелать продюсеру Сергею Сельянову с этим делом и дальше не спешить.


Кадр из мультфильма "Про Федота-стрельца, удалого молодца"

"Федота" рисовали в двух измерениях, притом в технике перекладки, отчего два измерения кажутся еще более плоскими. Перекладка — штука весьма своеобразная: художники ее обожают, но режиссерам с ней работать сложно (Норштейн над "Шинелью" работает до сих пор). Несмотря на кажущийся примитив, она чревата усложнением картинки по экспоненте — большей плотностью линий, более витиеватым контуром, большим количеством деталей и т.д. Более плотной графикой: художники, ведь они такие — очень хочется им порисовать. И они рисуют. Декорируют. Кажется, что-то очень близкое к декоративному жанру получилось и у создателей "Федота-стрельца, удалого молодца": фильм прямо сейчас можно распечатать на финской мелованной бумаге и издать большой такой красочной альбом с картинками за семьсот рублей. Насыщенность графики ставить в укор глупо, но, кажется, при таком плотном изобразительном ряде у самых маленьких зрителей может возникнуть перегруз с восприятием истории. Ведь не станешь им доказывать, что "Вольт" с точки зрения эстетической — "укроп да петрушка, вот и вся пирушка", а тут вам — нате! — и ранние мирискусники (а может, даже, где-нибудь и поздние), и, понимаете, авангардный лубок, и Иван Билибин, и Иван Иванов-Вано, и пр.


Кадр из мультфильма "Про Федота-стрельца, удалого молодца"

То, что "Федота" делали для взрослых, осбенно для таких взрослых, кто еще смотрел в оригинале моноспектакль Леонида Филатова по черно-белому телеку "Рекорд", заметно очень хорошо. Следование оригиналу в фильме почти дословное, что скорее усложняло авторам задачу: в конечном итоге, можно было обойтись сноской "по мотивам", как в игровой экранизацииСергея Овчарова, но нет же — проговорили всю поэму от звонка до звонка! Кажется, только таким честным отношением к источнику можно не оставить в дураках и зрителя, что еще раз подтверждает тезис о литературной основе русского кино. Главное, чтобы про мирискусников не забывали, и тогда все у этого кино получится.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: