Тук-тук! Кто там? Диббук!

Ξ 20 января, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Черти, по мнению авторитетных рабби, читают Тору, женятся и выходят замуж, воруют деньги и мошенничают. Но самый зловредный среди демонов — печальный и ужасный диббук.

У евреев все очень сложно, даже черти. "Два еврея — три мнения" — это ведь не шутка, и не антисемитский анекдот, весь Талмуд — сборник дискуссий, мнений и комментариев к этим мнениям, ответов вопросом на вопрос. По вопросу жизни после смерти у евреев есть три разных мнения от разных авторитетных уважаемых раввинов, и мнения эти взаимоисключающи, но непротиворечивы. Черт в них ногу сломит — если, конечно, это не еврейский черт, прилежно изучающий Тору и Талмуд, пока его жена-чертовка держит лавку, дом и детей.

У чертей тоже все сложно.

Во-первых, черти повсюду. У каждого человека их по тысяче на левой руке и по десять тысяч на правой, говорит рав Гуна. Во-вторых, черти — создания Б-жьи. Господь сотворил чертей в шестой день творения в сумерки, но не закончил. Души успел создать, а как дошло дело до тел — началась святая Суббота и работать уж было нельзя. Поэтому, кстати, еврейские черти не охотятся за человеческими душами — зачем? Им нужны материальные объекты — деревья, колодцы, дома, сортиры, нечто, к чему можно привязаться, где можно поселиться. В некоторых случаях им нужны человеческие тела, но души? Увольте.

В-третьих, черти — дети Лилит, первоженщины, созданной из грязи одновременно с Адамом и проявившей своенравие. В-четвертых, черти — дети ангелов, которые заявили Всевышнему, что если их отправить на землю, то они станут праведнее людей. Разумеется ангелы не выдержали искушений и стали страшными грешниками, смешались с людьми и чертями. В-пятых, черти — почти такие же, как люди. Черти рождаются, женятся, рожают детей, испражняются и умирают. Черти занимаются ремеслами и торговлей, а также соблюдают Закон и изучают Тору. Они выторговали себе лишь одно дополнение к Закону: право мстить человеку, даже если тот навредил нечаянно, и самим определять пропорцию мести.

То есть в сущности это зловредные мерзопакостники. Если соблюдать осторожность, можно, впрочем, счастливо избежать неприятностей.

Авторитетные равы, как один, заявляют: черти вредят только тем, кто к ним задирался, или к его потомкам. Не нужно врываться в частное пространство чертей, ходить их путями, не нужно ходить между деревом и забором, не нужно набирать воду из чужих, особенно незнакомых, колодцев, не нужно оставлять питье в незакрытом сосуде. Деньги, товары и ценности следует держать тщательно пересчитанными, упакованными и запертыми — законопослушные черти воруют только то, что плохо лежит, и вы сами не знаете, сколько его на самом деле.

При этом, некоторые талмудические раввины разрешают спрашивать у чертей о пропаже, гадать по маслу. Разные комментарии предполагают по этому поводу три мнения: 1) чертей не существует, так что пусть уж гадают; 2) черти все равно соврут, так что какая разница; 3) это опасная процедура, и кровь на голове их (если что — сами виноваты).

Самое опасное с точки зрения нечистой силы место — сортир. Из обычного дощатого нужника зажиточные демоны строят настоящие дворцы, где выдают своих дочерей замуж за злосчастных резников и ювелиров. Поэтому в туалете надо быть предельно осторожным, ни с кем не разговаривать, ничего не читать, не засиживаться, сделал свое дело — выходи и мой руки, чтобы черти, не дай бог, на них не остались. Другое опасное место — супружеское ложе. Чертовки очень любят семя, пролитое при поллюции, да и вообще они частенько выходят замуж за людей, рожают от них детей, которые в некоторых исключительных случаях даже наследуют имущество своих отцов. Иногда демоница-лилит прямо говорит человеку: "Ты мне нравишься, женись на мне, а не то я тебя убью". И что тут сделаешь? Некоторым рабби пишут на бумажке амулеты, чтобы у них на демониц больше никогда не вставало, но это довольно унизительно, согласитесь?

Но это, так сказать, хорошие, веселые еврейские демоны. Есть еще демоны печальные и ужасные — диббуки, души грешников, которые совершили такие преступления, за которые в Торе полагается наказание "Отсечь/отрешить от народа своего". Это буквально означает, что человеку не светит жизнь вечная. После смерти карающие ангелы берут его душу и пуляют ее из пращи по всему миру. Озлобленная и несчастная, она мечется по миру и пытается мстить первому встречному. Например, может во встречного вселиться. А уж после этого должен прийти авторитетный рабби и прогнать демона. Делается это при помощи 23-го псалма:

  • "Господь — пастырь мой. Не будет у меня нужды ни в чем. На пастбищах травянистых Он укладывает меня, на воды тихие приводит меня. Душу мою оживляет, ведет меня путями справедливости ради имени Своего. Даже если иду долиной тьмы — не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя — они успокоят меня. Ты готовишь стол предо мной в виду врагов моих, умащаешь голову мою елеем, чаша моя полна. Пусть только благо и милость сопровождают меня все дни жизни моей, чтобы пребывать мне в доме Господнем долгие годы".

Помогает так же и 91-й псалом. Но главное — рабби просто должен авторитетно сказать: дух, пойди прочь, ты тут не нужен. После этого диббук исчезнет, разбив оконное стекло. Известны случаи, когда обычные еврейские черти сговаривались с раввинами, вселялись в гоев под видом диббуков, а потом раввины их торжественно изгоняли (наградой потом приходилось делиться, у чертей алчность встречается частенько). Известны также случаи, когда прихожане приходили к раву, говоря, что в них вселился диббук, а рав отправлял сына с молотком на улицу, читал псалмы, сын по сигналу разбивал окно — и диббук как миленький изгонялся.

У них так принято, и у евреев, и у диббуков: они одновременно истово верят, и сами же над этим смеются.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: