Барселона втроем
Ξ 20 января, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Получившая «Золотой глобус» как лучшая комедия/мюзикл, картина «Вики Кристина Барселона» – четвертый фильм Вуди Аллена, снятый за пределами Штатов. Можно сказать, что Аллен продолжает свои эмигрантские эксперименты, ведь формальные приемы все те же. В «Сенсации», «Матч Пойнте» и «Мечте Кассандры» он посмеивался над «английскостью» и заставлял местных актеров – англичан, ирландцев и шотландцев – разыгрывать в кадре клоунаду, а в «Вики Кристине Барселоне» все то же самое делает с Испанией, Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус. И, надо сказать, последняя за свою небольшую, но взрывную роль удвоила количество полученных премий и номинаций. Две дурехи – Вики и Кристина (Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон) – приезжают на лето в Барселону. Дурехи они каждая по-своему: Вики, например, пишет научную работу, зато, будучи человеком не просто консервативных, а прямо-таки мезозойских моральных принципов, будет рьяно портить самой себе кровь из-за курортного увлечения. Кристина – с точностью до наоборот – достаточно свободна, дабы чувствовать себя гармонично в весьма пикантных, если не сказать унизительных, любовных ситуациях, однако вряд ли сможет поддержать дискуссию о Гауди. Чуть ли не в первый же вечер дамы знакомятся с художником-абстракционистом Хуаном Антонио (Хавьер Бардем), и тот без всяких промедлений и ухаживаний предлагает съездить в Овьедо и заодно предаться любви втроем. Кристина встречает предложение благосклонно, Вики шипит, однако испанская гитара и испанская же страстность сделают свое дело, что приведет к образованию любовного многоугольника, к которому впоследствии присоединится жена Хуана Антонио – Мария Елена (Пенелопа Крус), по рассказам, пытавшаяся убить мужа из ревности. Все это звучит не то как пересказ краткого содержания ста серий мексиканской мыльной оперы, не то как анекдот. Но самый большой анекдот заключается в том, что «Вики Кристина Барселона» был проспонсирован из муниципального бюджета Каталонии и Барселоны, вероятно, надеявшихся, что фильм Аллена послужит хорошей курортной рекламой. Аллен за эти деньги не преминул посмеяться над испанцами, наградив их карикатурной страстностью, впрочем, досталось и туристам. Девушки поминутно фотографируют красоты на «мыльницу», а уж по части отношения к местным мужчинам мало отличаются от отечественных посетительниц южных стран. Неизвестно, окупятся ли надежды Испании, но сам фильм уже окупился – при бюджете в $20 млн он собрал больше $80 млн, став едва ли не самым коммерчески успешным проектом Аллена. Штука в том, что Аллен исключительно поднаторел в одной вещи. Барон Мюнхгаузен из пьесы Григория Горина небезосновательно замечал, что самые большие глупости в мире говорятся с самым что ни на есть умным лицом. Вуди Аллен же умеет обратное: с чрезвычайно глупым видом говорить крайне умные вещи. Легкая по форме, картина вовсе не легковесна и легко существует сразу в двух измерениях. Хотите — смотрите комедию про туристов и глупые национальные типажи, летнее романтическое приключение, в ходе которого две красивые актрисы целуются, а голос за кадром дает дурацкие комментарии. А можете увидеть до боли знакомых персонажей и отчаянную трагедию любовных взаимоотношений, в которых никто и никогда не будет счастливым. Свободный не может остановиться в поиске, консервативный страдает от того, что где-то идет настоящая жизнь, а брак – в браке всегда чего-то не хватает и удел супругов – мучить друг друга. Впрочем, как на все это ни смотри, а лучше смотреть с позиции алленовской иронии. С ней веселее.
Выходит «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена – многофигурная трагикомедия об испанцах, американцах и отношениях полов.