Эпоха трэша

Ξ 9 февраля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Ставшие эпохой расцвета трэша 80-е дали питательную почву для нулевых — тем более, что у руля сегодня те, кто в детстве любил дешевые хорроры.

Кино-треш существовал всегда. Параллельно с великими фильмами вроде "Рождения нации" всегда были какие-нибудь "Торговцы душами" (полнометражка 1913-го года о "белых рабынях"-проститутках). Спустя полвека ничего не поменялось. Пока кино-снобы обсуждали "Головокружение"Хичкока, нормальные люди шли смотреть "Нападение 50-футовой женщины". Но этот треш всегда существовал параллельно с большим кино. И только в 1980-е знаки вдруг поменялись — трэш стал мейнстримом, а "большое кино" начало смотреться этакой белой вороной, нужной только киноакадемикам. Ведь не вручать же "Оскара" какому-нибудь "Американскому ниндзя" или "Зловещим мертвецам".


Кадр из фильма "Американский ниндзя"

К победе трэша Голливуд уверенно шел с 1960-х, когда вместе с сексуальной революцией, борьбой афроамериканцев за равные права, радикальным феминизмом и прочими социальными потрясениями, открыл для себя молодежную аудиторию как отдельный, довольно большой, рынок сбыта. А началось все с фильма "Выпускник"Майка Николса: молодой Дастин Хоффман, спасающий любимую от навязанного родитялми брака и параллельно отбивающийся от толпы зажравшихся бэби-бумеров, убегает с девушкой на обычном автобусе. Вот только поколение 1960-х просто в силу воспитания предпочитало хорошее кино. А их дети, подросшее к восьмидесятым радостное поколение "делай что хочешь", свой выбор сделали в пользу треша.

Хорошую службу в расцвет трэша внесли знаменитые аббревиатуры — MTV и VHS. Запущенный в 1981 году телеканал MTV довольно быстро научил зрителей что все должно быть максимально ярким, динамичным и простым. Это не только рваный монтаж, но и превращение сюжета в питательную биомассу — сытно, много, только через полдня и вкуса не вспомнишь. А благодаря домашнему видео появился рынок "direct-to-video" — низкобюджетные фильмы которые и не предназначались для показа в кинотеатре. За смешные по меркам большого кино деньги можно было получить ощутимую прибыль. Продюссеры высокобюджетных блокбастеров тоже расслабились — если фильм не собирал большую кассу в кино, то добирал в видеопрокате. Но полезней всех рынок домашнего видео сказался на производителях сиквелов — можно было не тратиться на раскрутку персонажей и сюжетов, а благодарный зритель с радостью покупал поделку под очередным порядковым номером.

В таких тепличных условиях, трэш понятное дело расцвел пышным цветом. Причем это было абсолютно серьезное кино — ни грамма самоиронии, свойственного студии "Трома", ни оригинальных ходов в духе Роджера Кормана. Этот "истинный" трэш ушел в подполье и стал частью арт-хауса. А новый жил по заветам MTV — просто, ярко и в лоб.


Кадр из фильма "Пятница, 13"

Во главе массового трэша шли слэшеры — дешевые фильмы ужасов с тоннами бутафорской крови и экранной расчлененки. И хотя сейчас помнят только самые живучие франшизы вроде "Пятницы, 13-го", "Кошмара на улице Вязов" и "Хэллоуина", это далеко не единственные достойные представители жанра. Особой популярностью пользовались названия со словом "резня" ("Резня на девичнике", "Резня в женском общежитии", сиквелы к "Техасской резне бензопилой") или упоминания радостных праздников ("Новогоднее зло", "Выпускной бал", "День матери", "С днем рождения меня"). Но для ознакомления лучше выбрать "Мой кровавый Валентин" или "На Греческой улице" — порезанные в первоначальном прокате из-за чрезмерной жестокости классические малобюджетные слэшеры.

Серьезными конкурентами слэшеров стали фильмы о боевых искусствах, столь любимые в полуподпольных московских качалках эпохи перестройки. В Америке интерес к ним существовал еще со времен Брюса Ли, но в 1980-х наконец было налажено производство местных аналогов. Неудивительно, что одной из первых звезд жанра стал бывший экранный соперник Брюса Ли, Чак Норрис. И хотя сегодня он стал скорее персонажем интернет-фольклора ("Чак Норрис никогда не спит. Он выжидает"), тогда Норрис на полном серьезе снимался в фильмах вроде "Око за око" и "Вынужденная месть". Его главным конкурентом был Майкл Дудикофф ("Американский ниндзя", "Карающая сила", "Американский ниндзя 2"), но потом и Майкл и Чак стали сниматься в еще более тривиальных боевиках, а фильмы о боевых искусствах стали козырем Жана-Клода Ван Дамма ("Кровавый спорт", "Не отступать, не сдаваться", "Кикбоксер").


Кадр из фильма "Мой кровавый Валентин 3D"

Все это было бы так смешно, если бы там в восьмидесятых и осталось, а бывшие подростки выросли и забыли бы об этом. Но они и вправду выросли — но ничего не забыли. Хуже того, некоторые пошли работать в киноиндустрию — ведь там нужны люди, понимающие вкусы аудитории. И началось... Для тех, кто не наигрался в детстве в солдатики G.I. Joe снимают целый фильм, выросшие на мультиках про больших человекоподобных роботах того гляди получат уже вторую часть "Трансформеров". Даже для фанатов сериала "Рыцарь дорог" с Дэвидом Хассельхоффом сделали ремейк. Неудивительно, что и полузабытые слэшеры вдруг ожили не хуже Джейсона Вурхиса. Уже вышли ремейки "Ужаса Амитивилля", "Выпускного вечера", "У холмов есть глаза", Роб Зомби переснял "Хэллоуин", перезапущена франшиза "Пятница 13-е". Недавно вышел "Мой кровавый Валентин 3D". И это еще не конец — уже ходят слухи о ремейке "На греческой улице".

Вот только "Американского ниндзя" не надо возрождать. Пожалуйста.

Всё о "Пятнице, 13" →

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: