Ангелы с химзавода
Ξ 16 февраля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Неудачный 59-й Берлинский кинофестиваль не украсили ни Озон с историей про ангела, ни Фрирз, ни Чен Кайге, однако Тилда Суинтон спасла ситуацию. 59-й Берлинский кинофестиваль мог войти в историю как едва ли не самый провальный за последние годы. Низкое качество программ, разочаровавшие работы знаменитых режиссеров превышали санитарную норму, которая теоретически должна соблюдаться на фестивалях большой тройки. Три-четыре фильма из трехсот, стоящих внимания и не унижающих профпригодность отборщиков, — ничтожное число, побуждающее журналистов и критиков обвинять Дитера Косслика, директора Берлинале, во всех грехах — вплоть до требования отставки. Но умнейшая Тилда Суинтон, председатель жюри, спасла и Косслика, и впечатление от фестиваля. Выбрать для наград именно лучшие, а не "важные" по внехудожественным мотивам фильмы — задача не такая тривиальная, как может показаться на первый взгляд. Тилда Суинтон со своей командой обошла все стереотипы оценок и нарушила ожидания зрителей, уверенных, что "жизнь, включая фестивальную, несправедлива". Фильмы режиссеров-классиков и молодых европейцев, некогда подававших большие надежды, но прельстившихся голливудскими амбициями, потерпели на Берлинале фиаско. Лукас Мудиссон был ошикан за "Мамонт" — ладно бы реплику "Вавилона", но за простецкую критику глобализма. Страдающие нью-йоркские миллионеры-трудоголики противопоставлены здесь в гламурных картинках несчастным филиппинцам, обслуживающим жителей Манхэттена "в то время как" их дети корчатся от нищеты в Маниле. Стивен Фрирз вспомнил о давнем успехе своих "Опасных связей" и углубился в роскошную фактуру Бель эпок, решив экранизировать "Дорогушу" о страсти стареющей, но неотразимой куртизанки (Мишель Пфайффер) к молодому любовнику. Чен Кайге тоже задумал проверить, сработает ли удача фильма "Прощай, моя наложница"? На сей раз он снял байопик гениального артиста Пекинской оперы Мэй Ланьфаня, действие которой длится с 20-х по 60-е годы и приобщает, просвещая, к экзотической китайской культуре. Из конкурсного отсека прославленных режиссеров жюри одобрило только фильм Анджея Вайды"Сладкий тростник", разделивший престижный приз Альфреда Бауэра (за новаторское решение) с уругвайским "Гигантом" Адриана Биньеса. Оммаж Вайде — благородный жест жюри, поддержавшего старческую (возможно, последнюю) картину польского режиссера о любви и смерти. В отличие от фильмов других классиков, скромный опус Вайды выстроен на границе реальных событий и литературного сюжета (по рассказу Ивашкевича). Кристина Янда, исполнительница главной роли снимающегося фильма в фильме, вспоминает о недавней смерти своего мужа, оператора многих фильмов Вайды, и эта незаживающая травма становится импульсом для проживания роли ее обреченной героини, заболевшей раком. Однако лучший фильм конкурса — "Гигант" Биньеса — получил еще две бескомпромиссные награды (за дебют и гран-при жюри). Тридцатилетний охранник супермаркета в Лиме, еженощно топает на работу, включает монитор, наблюдает за работниками магазина, разгадывает кроссворды, перекусывает в столовке, утром отсыпается, подрабатывает на уик-энде охранником в дискотеке. Ничего особенного в его жизни не происходит, однако рутинная повседневность снята так, что от экрана глаз не оторвать. Но вот однажды он видит в мониторе уборщицу и — влюбляется. Его одержимость становится неотвязной. А пластика актера Хорасио Командульи напоминает нежного гиганта Уитакера из "Пса-призрака"Джармуша. Тончайший "Гигант" обязан особому составу режиссуры Биньеса, который невозможно сымитировать. Лишенный радикальных эффектов, он продолжает традиции классической кино. И потому награжден за новаторство. А ведь многие полагали, что "новые границы" расширил Ф. Озон в фильме "Рики", перевернувший представления о модном кино "из жизни рабочего класса". Он, действительно, иронически отнесся к завоеваниям братьев Дарденн или Дюмона и раздвинул изображение повседневности "фантастическим реализмом". Рабочая химзавода рождает мальчика Рики, у которого вырастают крылья. Этот "ангел", пугающий, смущающий родителей, вызывает восторг обывателей, жаждущих чуда. Этот "ангел" взмывает из интерьеров к небесам, мгновенно попадая в горячие теленовости. Рациональной "радикальности" Озона противостоял перуанский фильм Клаудии Льосы "Молоко печали", получивший главный приз — "Золотого медведя". Но в нем прирожденный магический реализм лишен художественной спекуляции, хотя сюжет может показаться — особенно в пересказе — бредовым (в животе героини растет плод картошки, который она к финалу абортирует). Все дело в мощности режиссерского воображения, которое выглядит спонтанным, как и положено органическому таланту. Но это качество не всегда различает жюри. Спасибо, Тилда!
Кадр из фильма "Молоко печали"
Кадр из фильма "Дорогуша"
Кадр из фильма "Сладкий тростник"
Кадр из фильма "Гигант"