Моллюск сжимает ее все сильнее!
Ξ 15 апреля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
8 советских фантастических романов, которые нужно немедленно экранизировать: разумные кристаллы, карлик-мститель, Эд Вуд и "Гаттака" по-русски и другие сокровища. Старая добрая советская фантастика, на которую принято или шумно ругаться или тихо ностальгировать, кроме произведений братьев Стругацких таит в себе еще немало удивительных открытий, некоторые из которых представляют собой почти готовый фильм. Мы вспомнили новаторские произведения отечественной НФ, нуждающиеся, на наш взгляд, в срочной экранизации, пока нас не опередили японцы и американцы. Начав с конца 80-х и, как ни странно, с русской классики — Владимира Одоевского. "Косморама" Автор: Владимир Одоевский Повесть-головоломка Владимира Одоевского, писателя-фантаста и мистика, была опубликована в 1840 году в "Отечественных записках". По некой таинственной причине она не была включена в собрание сочинений, подготовленное самим писателем, долгое время оставалась известной лишь специалистам и была переиздана только в 1988 году, немало удивив поклонников научной-фантастики. В этом, пусть несколько ироничном смысле, "Космораму" можно также считать "поздней советской НФ". Точнее — это та русская фантастика, какой она могла бы стать в параллельном мире, где не было советской цензуры, запрещавшей само упоминание альтернативной реальности — излюбленной темы западных фантастов "новой волны". Первое знакомство с маленьким шедевром Одоевского сродни шоку, настолько визионерским оказался его сюжет, предвосхитивший целый тренд в фантастике новейшего времени. Сама косморама — устройство-игрушка — это виртуальная машина, проецирующая (и синтезирующая) различные сценарии развития Вселенной, неуловимый Убик Филипа Дика, супер-компьютер "Матрицы", перехитривший своего Архитектора. Герой, полагающий, что он управляет этим голографическим проектором, оказывается в результате одной из его проекций. Аналоги: "Хронос", "Темный город", первая часть "Матрицы", "Господин оформитель", "Зеркала", "Доппельгангер" Киёси Куросава "Аэлита"
Автор: Алексей Толстой Роман Алексея Толстого про русскую революцию на Марсе почти сразу после публикации экранизировал Яков Протазанов, однако виды нэпмановской Москвы интересовали режиссера много больше, чем приключения на другой планете, в конечном итоге превратившиеся всего лишь в дурной сон главного героя. Что весьма обескураживает зрителя, настроившегося на два часа футуристического шоу из авангардных костюмов и конструктивистских декораций, которое занимает в фильме какие-то 10-15 минут. Но именно благодаря им "Аэлита" стала классикой ретро-футуризма, которую хочется растянуть во что-то более продолжительное. Зачем воровать у Голливуда? У нас есть свой "Флэш Гордон" и "Небесный Капитан и Мир Будущего" — инженер Лось и его марсианская царица. Аналоги: сплошь старые немецкие — "Метрополис" и "Девушка на Луне" Фрица Ланга "Человек, потерявший лицо" Автор: Александр Беляев Александру Беляеву повезло с экранизациями не меньше, чем братьям Стругацким. Помимо "Человека-амфибии" киноверсиями обзавелись "Голова профессора Доуэля", "Остров погибших кораблей", "Ариэль" и даже странная сюрреалистическая антиутопия "Продавец воздуха". Кажется, повесть про уродливого карлика-актера, изменившего внешность с помощью препаратов доктора Сорокина и отомстившего тем, кто его в результате не узнал, легко транслируется в жестокий мир современного гламура и может продолжить этот список. Должно получиться нечто среднее между "Без лица" /Face, "Олдбоем" по-русски и русским "Про уродов и людей" (если заставить Маковецкого обменяться физиономией с Бондарчуком). Аналоги:"Без лица" /Face, "Человек-слон" и экранизация романа Кобо Абэ "Чужое лицо" (1966, реж. Хироси Тэсигахара) "Гипнотрон профессора Браилова"
Автор: Наум Фогель Если вынести идеологию за скобки, фантастический масскульт развивался примерно по одной и той же синусоиде, что у нас, что у американцев. В СССР тоже был свой палп-фикшн про безумных изобретателей и гениев-вредителей, только в отличие от Штатов с их Эдом Вудом он толком так и не перекочевал на большой экран. Последнее можно запросто наверстать, обратившись к залежам советской трэш-фантастики 50-х, в которых прячутся настоящие жемчужины. Гипнотрон профессора Браилова — прямой предшественник башен-излучателей "Обитаемого острова" — кажется порождением фантазии Филипа Дика, объевшегося мексиканских кактусов, или постмодернистским розыгрышем в духе Владимира Сорокина. Но нет же — это оригинал. Заметим, не требующий залихватских спецэффектов и астрономических бюджетов. Программингом галлюцинацией в кино еще никто толком не занимался, но такие идеи долго на дороге не валяются. Аналоги: наша "Пыль" и аргентинская "Антенна"Эстебана Сапира — фантастическая ретро-стилизация в духе Гая Мэддина "Сиреневый кристалл"
Автор: Александр Мееров Как и злополучный гипнотрон, "Сиреневый кристалл" тоже имеет отношение к творчеству братьев Стругацких. Его автор послужил прототипом "секретного ученого" Снегового из повести "За миллиард лет до конца света" (Мееров умер за год до того, когда она была закончена — в 1975-м). В отличие от похождений гипнотрона, "Сиреневый кристалл", хоть и звучит палпово, совсем не трэш, а твердая научная фантастика с витиевато закрученным, "бондовским" сюжетом, который, конечно же, требует некоторой модернизации. Фильмы про "контакт" с пришельцами-монстрами и гуманоидами-телепатами всем обрыдли и давно нуждаются в новом, свяжем взгляде на проблему. И взгляд Александра Меерова — как раз тот самый случай: его летающие кремниево-органические огурцы, замышляющие неизвестно что по команде с далекой звезды, выглядят действительно пугающе. Аналоги:"Штамм "Андромеда"", но очень отдаленный "Час Быка"
Автор: Иван Ефремов Небольшое уточнение: олигархическо-фашисткая диктатура в "Часе Быка" — это копия Российской Федерации, которая осталась одна на всей планете и у которой заканчиваются природные ресурсы. Даже по нынешним либеральным меркам Ефремов своим романом совершает крамольнейшую вещь — отвергает принципиальную разницу между "правым" и "левым", "западом" и "востоком", капитализмом и коммунизмом, пусть и в таких крайних их проявлениях, как маоистский Китай (роман создавался в 60-е) и Штаты. Советская элита, к 1968 году уже смекнувшуя, что придется лавировать где-то между, создавая гибрид того и другого в виде авторитарно-бюрократического капитализма (близкого к варианту общества на планете Торманс), отреагировала незамедлительно и "Часу Быка", как и его автору, досталось на орехи даже больше, чем "Обитаемому острову". С точки зрения подрыва идеологических устоев, которыми эти элиты продолжают промывать нам голову, "Час Быка" — штука более опасная и сильная, чем приключения Мака Сима в Стране Отцов, хорошей космической редакции русской сказки про Ивана-дурака в гостях у Змей Горыныча. Если не превращать книгу в блокбастер (а для этого там тоже есть материал), и попытаться прочесть ее исходя из злобы дня, вероятность экранизации "Часа Быка" равна нулю. Наверное, это еще одна мечта, от которой нужно от казаться. Аналоги: "Серебряная планета", "Через тернии к звездам", "Tykho Moon" Энки Билала Леопард с вершины Килиманджаро
Автор: Ольга Ларионова Блестящий роман Ольги Ларионовой нисколечко не устарел, не отягощен борьбой с тоталитаризмом, и, что существенно для жанра, до сих пор захватывает дух у женской части аудитории, к научной фантастике и борьбе с тоталитаризмомдовольно равнодушной. Представьте "Стар Трек", только про любовь: звучит, кажется, не менее интригующе, чем название романа. Аналоги: близкие отсутствуют, отдаленные — "Гаттака", "Бессмертные: Война миров", "Взлетная полоса" Криса Маркера "Корабли и Галактика"
Автор: Алексей Иванов Начав с 80-х, закончим 90-ми, но еще советскими. "Корабли и Галактика" Алексея Иванова — эпическая космоопера с героем-раздолбаем, написанная на самом излете великой и ужасной эпохи — вобрала в себя все лучшее, что было в советской фантастике на эту тему, сплавив в один кусок идеи русского космизма, образы технократической утопии в духе Ефремова-Стругацких, диковатую терминологию "Розы мира" и бесподобный саспенс советского авантюрного романа для подростков. Будущий автор "Сердца Пармы" в глухих 90-х так и не сделал писательской карьеры, уступив первенство менее изощренному Лукьяненко. И, к сожалению, вообще отошел в дальнейшем от научно-фантастического жанра. Экранизировать "Корабли и Галактику", учитывая, что вкусы с тех пор стали более изощренными совсем чуть-чуть, пожалуй рановато. Разве что звать на помощь японских аниматоров — пока единственных, умеющих работать с таким ярким и сложным материалом. Аналоги: космическое аниме 80-х, особенно фильмы Лэйдзи Мацумото ("Прощай, галактический экспресс "999": следующая станция — Андромеда", "Капитан Харлок", "Боевой звездолет Ямато") и Осаму Дедзаки ("Приключения космической Кобры"), первые четыре серии "Лексс" и чуть-чуть — "Миссия "Серенити".
Жанр: триллер-ребус про двойников и параллельные миры с элементами зомби-хоррора
Ключевая идея: Устройство, показывающее альтернативную реальность, руководит жизнью главного героя, о чем он сам, на свою и чужую беду, долго не догадывается.
Цитата: "В темной глубине косморамы я явственно различил самого себя и возле меня доктора Бина; но он был совсем не тот, хотя сохранил ту же одежду"
Жанр: космический ретро-футуризм
Ключевая идея: Как безумные русские оказались на Марсе раньше, чем американцы из "Марсианских хроник" Рэя Брэдбери, и что из этого вышло.
Цитата: "Гусев стал снижаться. И вот, его, очевидно, заметили. С площади снялся шестикрылый, сверкающий, военный корабль, — трепеща в лучах солнца, взвился отвесно. Вдоль бортов его стояли серебристые фигурки. Гусев описал над кораблем круг. Осторожно вытащил из мешка гранату".
Жанр: киберпанковый экшн про пластическую хирургию
Ключевая идея: как поведут себя Красавица и Чудовище в эпоху стволовых клеток и силикиновых имплантантов?
Цитата: "У нас, в культурнейшей стране мира, совершенно иное. У нас наше лицо крепко спаяно с нашим кошельком. И, пока кошелек толст, нам не грозит потеря лица. Но горе тем, кто осмеливается его изменить. Тогда их лишают всего: денег, имени, дружбы, работы, любви. Да и может ли быть иначе в стране, где царит доллар?"
Жанр: психоделический трэш-хоррор про дистанционную манипуляцию сознанием
Ключевая идея: что будет с миром, если аппарат, программирующий сны на расстоянии, попадет в неправильные руки?
Цитата: "У кого она видела такие глаза? Осьминог! Он выбрался из бассейна! Она борется изо всех сил, пытается вырваться, но отвратительный моллюск сжимает ее все сильнее и сильнее"
Жанр: шпионский детектив с участием инопланетян
Ключевая идея: Посланцы внеземного разума жили рядом с нами уже давно. Это камни. И они стали размножаться.
Цитата: "Дагир знал, что позади него никто не идет, и вдруг почувствовал толчок в спину. Быстро обернувшись, он увидел какой-то продолговатый темный предмет, напоминающий длинный прямой огурец. "Огурец" висел в воздухе. Неподвижно, пугающе".
Жанр: приключенческо-философская антиутопия на злобу дня
Ключевая идея: экспедиция землян из далекого будущего прилетает на планету, представляющую собой копию Российской Федерации эпохи "суверенной демократии"
Цитата: "От какой мечты вы отказались сегодня?" (эпиграф и первый титр фильма)
Жанр: футуристическая трагедия
Ключевая идея: Вернувшийся на Землю звездолет, опередивший время, доставил базу данных на всех умерших жителей планеты. Которые еще живы.
Цитата: "Он не шел к шикарным магазинам, театрам и тем паче казино — там водились исключительно крашеные и наглые, сами ищущие мужика и полагавшие обязательной хрусткую блекло-зеленую мзду. Нет, Котька-обсосок искал совсем, совсем иного"
Жанр: космоопера
Ключевая идея: Космические корабли — разумные существа, живущие в симбиозе с людьми. Цель тех и других — повернуть вспять колесо вселенской энтропии.
Цитита: "Корабельщик вошел в каюту и молча кивнул Навку на выход. Навк, медля и не веря, сошел на валуны Олберана. Парусник бесшумно и легко поплыл в небо. Он поднимался выше и выше, превратился в облако, в птицу, в белую звездочку и исчез совсем".Всё о фильме "Обитаемый остров: Схватка" →