Лузерам 90-х посвящается
Ξ 17 апреля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Выходит нуаровая комедия про лузеров "Я всегда хотел быть гангстером" — симпатичная французская стилизация под Каурисмяки, Джармуша и Тарантино. Я всегда хотел быть гангстером /J'ai toujours reve d'etre un gangster/ (2007) комедия / драма Режиссер: Самюэль Беншетри
Маленькая толпа симпатичных прорех на человечестве — грабитель-недотепа, два безработных лоботряса, рокеры, вышедшие в тираж, и команда гангстеров на пенсии во главе с Жаном Рошфором — ошиваются вокруг придорожной забегаловки с различными мелкоуголовными намерениями: взять кассу (недотепа), получить выкуп (лоботрясы), составить преступный сговор (гангстеры-старперы) и оставить старых конкурентов с носом (рокеры). Все родились в понедельник на острове Невезения, и всех обслуживает за барной стойкой одна и та же Сюзи (Анна Муглали) — странная официантка с пистолетом.
Режиссер Самюэль Беншетриввязался в предприятие, затевать которое отваживаются уже немногие: он собирает еще один стильный, культовый, черно-белый паззл про воришек-лузеров, когда все большие и маленькие культовые паззлы про воришек-лузеров давно собраны, рассыпаны, собраны еще раз, выучены наизусть и заброшены на антресоль. Примерно ту же самую методику он применял и в своем дебюте "Дженис и Джон", запуская в современные декорации двух рок-идолов 60-х — Леннона и Джоплин, с которыми как-то странно сидеть на одном икеевском диване, глядя во дворе, где совсем другой миллениум. Тогда этот трюк сработал и возымел комический эффект. Похоже, сработал он и здесь: все полтора часа фильм безумно что-то напоминает, но каждое очередное дежа-вю режиссер ловко выворачивает наизнанку, создавая ощущение, что в каноне опусов на ту же тему от Джармуша, Каурисмяки, Коэнов и Тарантино мы что-то в 90-х пропустили и вот сейчас его нам показывают.
Мерой ловкости, собственно, и определяется в данном случае успех режиссера Беншентри, а в ловкости ему не откажешь. В симметричных кадрах, выверенных по линеечке, есть только герои фильма и метафизическая пустота, как будто весь прочий мир отсутствует (Каурисмяки). Нуаровые идиоты с недотепами бесконечно симпатичны (Джармуш). Эффект "людей, которых не было" — имеется (Коэны). И тарантиновскими репликами тут тоже стреляют от бедра — правда, не из пистолета, который стибрили, а из кулака, засунутого в карман куртки: фильм все-таки про жуликов-лузеров, для которых воровство — уже не профессия, а средство коммуникации. На последний тезис Беншентри и делает основной упор: гангстеры у него только тем и занимаются, что перебрасываются репликами, отшлифованными в речную гальку. Некоторые — прелестны даже в пересказе. Вопрос: "Что такое "Бургер "Брэд Питт?" Ответ: "Гамбургер". Жан Рошфора, мечтающий жить на природе и бегать по-утрам мочиться под дерево, произносит трогательний монолог про "свежий ветер, который обдувает член". И так далее.
От собирания детских паззлов, найденных в чулане, тоже получаешь удовольствие, и те, кто вручал Беншентри призы за лучший сценарий на конкурсах не самого последнего разбора, было, безусловно, правы: литературной стилизации в его лузерской комедии все-таки больше, чем оригинальной режиссуры. Но это как раз тот самый случай, когда и от отсутствия оригинальной режиссуры получаешь удовольствие тоже.
В ролях: Анна Муглали, Эдуар Баэр, Жан Рошфор, Лоран Терзиефф, Жан-Пьер Кальфон, …