“Спасибо. Мы… спасибо”
Ξ 25 февраля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Ксения Рождественская, фото: Mike Blake, Reuters Завершилась церемония вручения премии "Оскар" Главным фильмом стал "Старикам тут на место", Михалков и Бодров ничего не получили, а самым "голливудским" стало награждение бывшей стриптизерши Дьябло Коуди. Такое ощущение, что сценаристы так и не вышли со своей забастовки: 80-я церемония вручения премии "Оскар" была скорее официозной, чем торжественной, и собравшиеся, за редким исключением, напоминали роботов со вложенной в них программой радости. Бриллианты блестели, платья (в основном почему-то красные) переливались, все автоматически улыбались в камеру. На сцене торчали гигантские прозрачные колонны с огромными "Оскарами" внутри — не то сознательная цитата из "Метрополиса", не то невольная цитата из "Чужого 4", с мутантами в пробирках. Какие-то мутации, очевидно, с "Оскаром" случились: итогом церемонии стало полное поражение Америки в правах. Все четыре статуэтки за лучшие роли были отданы неамериканцам. Испанец Хавьер Бардем получил приз за роль Антона Чигура в "Старикам тут не место" (это было более чем предсказуемо, Чигур уже находится в списке главных злодеев мирового кинематографа). Француженка Марион Котияр взяла статуэтку за роль Эдит Пиаф в биопике "Жизнь в розовом цвете". Актриса на сцене чуть не плакала, кричала "Спасибо, жизнь!" и "Спасибо, любовь!" — в общем, вела себя очень трогательно. Британка Тилда Суинтон получила "Оскара" за роль второго плана в "Майкле Клейтоне" — и сама, кажется, удивилась. А самый предсказуемый "Оскар" ушел британцу Дэниэлу Дэй-Льюису за "Нефть": слова "блестящая роль" или "гениальная работа" были бы здесь явным преуменьшением. "Нефть", мрачный эпос Пола Томаса Андерсона, оказался недооцененным: фильм получил только две статуэтки, за лучшую мужскую роль и за операторскую работу. Зато "Старикам здесь не место" братьев Коэн, главный соперник "Нефти", взял основные призы — за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий-экранизацию. Братья Коэн давно были достойны статуэтки за режиссуру (у них был "Оскар" только за сценарий "Фарго"). А "Старики" действительно стали их самым выстроенным, самым мощным и самым, если можно так выразиться, "коэновским" фильмом. К тому же, вручить братьям всех этих золотых парней надо было хотя бы для того, чтобы услышать две речи Итана Коэна. Обе — превосходные. Получая статуэтку за лучший сценарий, он сказал: "Спасибо. Мы... спасибо". Получая вторую статуэтку, за режиссуру, он сказал: "Не знаю, что я могу добавить к своей прошлой речи. Спасибо". Его брат был более словоохотлив, он, в частности, поблагодарил всех за то, что "вы позволяете нам играть в нашем углу песочницы". Теперь братья могут копать свой песочек оскаровскими статуэтками. Но главным победителем, как это ни смешно, оказался "Ультиматум Борна"Гринграсса: он получил всех "Оскаров", на которых номинировался: за монтаж и две премии за звук. Россия не получила премию ни за короткометражный мультфильм оскаровского лауреата Александра Петрова"Моя любовь", ни за "12" оскаровского лауреата Никиты Михалкова. Лучшим иностранным фильмом года стали австрийские "Фальшивомонетчики"Штефана Рузовицки. Он сделан по "оскаровским" лекалам, и премии вполне достоин: это история гениального фальшивомонетчика, который занимается своей работой в спецконцлагере для фальшивомонетчиков, забавная производственная драма в концлагерных интерьерах. Герой в "Фальшивомонетчиках" русский, так что загадочная русская душа на нынешних "Оскарах" все-таки наследила.
Самым голливудским ходом было награждение Дьябло Коуди за лучший оригинальный сценарий — она написала "Джуно", историю о подростковой беременности. Кто-то уже назвал Дьябло Коуди идеалом сценариста: бывшая стриптизерша вышла получать "Оскара" в довольно откровенном платье, с татуировкой на плече, и очень плакала. Она начала свою речь со слов "Что, вообще, тут происходит?" Еще одним человеком, попытавшимся как-то развеять скуку церемонии, стал Дэй-Льюис. Выйдя получать своего "Оскара" из рук Хелен Миррен, он преклонил колено, чтобы Королева статуэткой посвятила его в рыцари. Миррен, кстати, появившись на сцене, царственно сказала: "Тщеславие". И сделала мхатовскую паузу. "Алчность". Еще одна пауза. Как только все решили, что актриса дает портрет Голливуда, она объяснила, что именно эти эмоции сыграли актеры, номинированные на "Оскара" за лучшую мужскую роль. Собравшиеся весело смеялись над шутками ведущего, Джона Стюарта, хотя почему смеялись — совершенно непонятно. Его прибаутки были либо глупыми (он начал церемонию со слов "Вы здесь! Мы здесь! Надо же!" — и помолчал, чтобы все засмеялись), либо "для своих", и действительно смешными оказались только две репризы. Стюарт прошелся по американской президентской гонке, заявив: "Если президент черный или женщина, астероид вот-вот врежется в статую Свободы". Позже он поразвлекся по поводу беременных актрис. Перечислил звезд, которые скоро родят, — Кейт Бланшетт, Джессику Альбу и Николь Кидман, — и открыл конверт со словами: "А ребенок достается... Анджелине Джоли!" Стюарт ведет уже вторую церемонию, впервые он был ведущим "Оскаров" в позапрошлом году. В прошлом году церемонию вела Эллен ДеДженерес, и делала это прекрасно, пытаясь как-то снизить пафос. Стюарт же в этот раз был скучен, пересказывал домашние заготовки и выдавал экспромты, которые заставляли пожалеть о том, что у него недостаточно домашних заготовок. Но его способ ведения церемонии очень подходил к общей атмосфере, механистичной и какой-то удивительно стандартной — тем стандартнее, чем необычнее были фильмы-номинанты. Иногда, правда, сценаристы вдруг кидались проявлять изобретательность. Премию за короткометражную анимашку объявлял мультипликационный Пчел. В какой-то момент на сцене оказались два толстых мужика, которые спорили, кто из них больше похож на Холли Берри. А премию за лучшую документальную короткометражку почему-то объявляли американские солдаты, воюющие в Ираке. Возможно, сценаристы пытались дать срез американского общества, состоящего из беременных актрис, президентов, режиссеров, солдат в Ираке, анимированных пчел, толстых мужиков и Холле Берри.
Церемония забудется, а решение "академиков" останется. Жесткий и мощный "Старикам здесь не место" — действительно один из самых сильных фильмов года. Он серьезнее "Джуно", проще и понятнее "Нефти", простроеннее и глубже "Майкла Клейтона" и гораздо, гораздо лучше пустого "Искупления". Так что в этом году "Оскара", для разнообразия, дали заслуженно: самому мейнстримному из немейнстримных фильмов, самым культовым из независимых режиссеров. Джек Николсон, вручавший одну из премий, начал свою речь словами "Я люблю кино". Ну да. Мы тоже.Оскар-2008: номинанты, вероятные победители и многое другое →