Добрый Чехов

Ξ 19 мая, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Виталий Мельников снимает в Питере фильм "Львы, орлы и куропатки" с Кириллом Пироговым и Светланой Ивановой — историю последней любви Антона Чехова.


Кадр из фильма "Львы, орлы и куропатки"

— Насколько трудно снимать в кризис?

— Ну, с финансированием до сих пор ничего и не ясно. Я чуть ли не на свои деньги и в долг снял материал, связанный с зимней натурой, с Масленицей, еще с какими-то эпизодами, которые нужно было сделать срочно, а то все отложилось бы еще на год. Но мы предполагаем, что осенью, в сентябре, финансирование продлится и работа продолжится.

— Почему вы решили снимать о Чехове сейчас?

— Это было, в общем, почти случайно. Я просто перечитал воспоминания Лидии Авиловой, и многое в том, что она сообщает, странно, неожиданно, парадоксально, дает возможность посмотреть на Чехова с некоторых непривычных точек зрения. Я стал в этом разбираться поподробнее, и потом выяснилось, что Бунин много и хорошо об этом говорил, отношения их были очень странные, трогательные, трагикомические. Все это меня заинтересовало, я стал этим заниматься. Я даже не знал, что в 2010 году мы будем праздновать 150-летие со дня рождения Антона Павловича. Никакой конъюнктуры в моей затее не наблюдается.

— Официальная чеховская иконография сложилась очень определенная, без пространства для разночтений. Что для вас главное в этом человеке?

— Он был великий труженик. Это был человек, который не мог не писать. Его положение, отношение к нему, очень сходно со знакомыми ситуациями, когда речь идет о художнике, прямо скажем, первоклассном, а его начинают измерять мерками гораздо более мелкими. Жизнь его, которая кажется, может быть, и благополучной и удачной, на самом деле была полна драматизма, противоречий. Его ведь упрекали в аполитичности, да в чем только не упрекали. Называли его нытиком. При царе называли нытиком, а потом первое, что сделал Луначарский, когда пришла Советская власть, это обозвал Чехова нытиком а всю его литературу — "чеховщиной". Власти раздражало его правдолюбие, его спокойное и сочувственное отношение к людям. А он был вне всяких политик, вне суеты.

— А он сочувственно относился к людям? Из всех русских писателей он, пожалуй, самый безжалостный...

— Это от любви. В одном из его писем я обнаружил очень точную фразу, когда его обвиняли в том, что он занимается пустяками, выискивает всякую грязь, подлость и дрянь в человеческой жизни. Превращает литературу в демонстрацию человеческой мерзости. А он спокойно сказал: "Нужно показать человеку, каков он есть, тогда он станет лучше". Очень точная фраза, отвечающая на все такие вопросы.

— "Львы, орлы и куропатки" — это ведь рабочее название?

— Я точно не знаю, всегда же идет изменение материала, в оттенках, в интонациях... может быть изменится название, оно достаточно парадоксальное, но конечно не рассчитано на зрительский, такой, захватывающий интерес. Это цитата из "Чайки".

— А что она значит в контексте вашего фильма?

— Дело в том, что в этой истории, которая сама по себе трогательная и емкая по-человечески, меня привлекает время. Серебрянный век в российском искусстве, в литературе — это было особое время. Я сейчас много читаю старые газеты, переписку многих современников Чехова... мне это ужасно напоминает поведение российской интеллигенции в 90-е годы. На переломе. Когда мы вдруг все обнаружили, что существует право на свободу творчества, что есть Дума, гласность, и все опьянели от этой видимой свободы и обнаружили, что не знают, что с этой свободой делать. Такое состояние великого брожения, которое и приносило необыкновенные художественные плоды. Состояние интеллигенции, отношение к жизни, осознание своего положения в обществе, своего долга. Это мне очень близко. В фильме будут Станиславский, Лев Толстой.

— А почему fin de siecle в прошлый раз дал нам десятки прекрасных поэтов и писателей, а в этом веке — почти ничего, как вы думаете?

— Вот как раз об этом я и говорю. Идет великое брожение умов, чувств, и это непосредтсвенно отражается на результатах. Кроме того есть такая российская особенность. Многие наши художники загораются, когда они работают вопреки чему-то, когда они протестуют . Вспомните, какие прекрасные произведения создавали наши поэты, композиторы и писатели во время Великой отечественной войны. И так было всегда. Протест и какой-то странный стимул.

— Вы объясняете актерам, как им чувствовать эпоху, в которой происходят события фильма?

— Я ведь сделал большое количество исторических картин и всегда, когда собирается актерский коллектив, я говорю: братцы, вы забудьте, что вы носите красивую одежду, что у вас камзолы, что у вас парики. Забудьте про это, думайте о том, что вы по-прежнему в пиджаках. Человеческая природа не меняется. Человек без конца познает самого себя. Чем правдивее будут отражены и увидены человеческие черты, человеческие отношения, тем мы глубже и ближе будем подходить к тому, что мы называем историей. Человеческий фактор — это основное в любые времена. В 16 веке, в 18, в 21-м...

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: