Вечный праздник
Ξ 31 августа, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Накануне выхода "Палаты № 6" Шахназарова мы сравнили достижения наших и зарубежных сумасшедших, и с удовлетворением обнаружили, что, в отличие от иностранцев, русский человек полностью реализует себя в психушке. На экраны страны выходит модернизированная экранизация русской классики — "Палата №6" Карена Шахназарова. С безумными героями в мировом кино дефицита не наблюдалось никогда, но вот достойных фильмов про собственно психиатрические заведения снято очень мало. Сравнив немногие наши и зарубежные достижения на этот счет, мы с удовлетворением обнаружили, что в отличие от иностранцев русский человек полностью реализует свой потенциал в психушке.
"Шоковый коридор", 1963, Сэм Фуллер / "Жесть", 2006, Денис Нейманд Американский репортер и его русская коллега отправляются в дурдом, чтобы произвести на месте журналистское расследование убийства. Американца лечат электрошоком, превращают в идиота и удерживают в заведении, олицетворяющем, по Сэму Фуллеру, американскую мечту, насильно. Нашу девушку мудрые последователи Кащенко отпускают погулять в большое садово-огородное товарищество, где она понимает, что вся необъятная Россия, весь наш общий сад, и есть сумасшедший дом, рвет кофточку в интересном месте и начинает жить не по закону, а по правде.
"Терминатор 2: судный день", 1991, Джеймс Кэмерон / "Ностальгия",1983, Андрей Тарковский И у Кэмерона и у Тарковского сумасшедшие пытаются спасти мир: одни утверждают, что пора скупать оружие и готовится к нашествию роботов, другие — что надо зажечь свечку и пронести ее в оба конца через бассейн. От роботов пока никто никого не спас, а вот ощущение, что герой Янковского остановил часы Судного дня, остается после просмотра очень четкое.
"Птаха", 1984, Алан Паркер / "Дом дураков", 2006, Андрей Кончаловский Два антивоенных фильма про психушки. Герой Алана Паркера, мнящий себя птицей, выпрыгивает из окна вниз головой в безуспешной попытке доказать городу и миру, что воевать плохо. Психи Андрея Кончаловского берут инициативу в свои руки и заставляют чеченцев с русскими подписать мирный договор.
"Пролетая над гнездом кукушки", 1975, Милош Форман / "Посетитель музея", 1989, Константин Лопушанский Героя Джека Николсона — исключительно свободного мужчину, сидящего, естественно, в СИЗО — привозят в желтый дом на судмедэкспертизу. Несмотря на успешное местами противодействие системе, кончается все плохо, и тяжелый осадок после фильма остается. Герой тяжелейшего фильма Лопушанского приходит на остров сумасшедших по доброй воле, сознательно заражается там психической болезнью и теряет не только свободу, но и, в некотором смысле, человеческий облик. Мир, однако, спасен от катастрофы этим правильным поступком, поэтому зал покидаешь с верой в будущее.
"Сестры", 1973, Брайан Де Пальма / "Собака Павлова", 2005, Катя Шагалова Журналистка-правдолюбка, расследуя случай поножовщины с участием лунатички и чернокожего мужчины, сама оказывается в психбольнице, где теряет чувство реальности и всякое представление об истине. Влюбленные сумасшедшие Кати Шагаловой правильно считают, что чувство реальности, не имеющее к истине никакого отношения, лучше вообще не обретать, ничего не теряют и живут счастливо.
"Готика", 2003, Мэтью Кассовиц / "Астенический синдром", 1989, Кира Муратова Окружающая мерзость мешает интеллигентному человеку написать роман: он сходит с ума и оказывается в сумасшедшем доме, где сразу прозревает — внутри заведения мир оказался в точности таким же, что и снаружи. Осталось преодолеть сопротивление интеллекта и слиться с живой реальностью, тогда и роман получится, и, как у Киры Муратовой, самый честный русский фильм 80-х про грядущие 90-е. Сравните с фильмом Кассовица, где сумасшедший дом становится для главной героиней сплошным препятствием в обретении правды. Притом от самой правды становится не легче тоже. У них — похоронная готика, у нас — вечный праздник жизни.