Есть ли жизнь после лета
Ξ 22 октября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Вышли "500 дней лета" — обаявшая почти всех романтическая комедия режиссера-дебютанта, сумевшая за пару месяцев пробраться в список imdb "250 лучших фильмов всех времен". 500 дней лета /(500) Days of Summer/ (2009) комедия / драма / мелодрама Режиссер: Марк Уэбб
Закадровый рассказчик, появляющийся в самом начале "500 дней лета", без обиняков заявляет: да, тут у нас мальчик (Джозеф Гордон-Левитт) встречает девочку (Зуи Дешанель), но это не любовная история. Это история любви, уточняется дальше. На самом деле — нет. Это история расставания. История, уж простите, одного разбитого сердца. История того, как сочинитель открыток Том встретил секретаршу Саммер (то есть "Лето"), как они впервые поцеловались в подсобке у ксерокса, как ходили вместе в кино, в "Икею" и есть блинчики, как занимались сексом в душе, как он влюбился и хотел сделать предложение, как она не влюбилась и предложила остаться эхм... друзьями. "Мы с тобой как Сид и Нэнси", — сказала Саммер. "Но Сид ударил Нэнси ножом семь раз! Я не могу быть Сидом", — возразил Том. "Правильно, я — Сид", — ответила Саммер. Это если излагать линейно, конечно. Однако дебютант Марк Уэбб всю историю разбил на "дни", каждый из них предварив титром: например, "день 1" или "день 358", а потом, условно говоря, нажал кнопку "шаффл", то есть "перемешать". И как бы случайно выше описанная сцена расставания оказалась в начале, безоблачные эпизоды из первой сотни дней беспорядочно перемешались с драматическими эпизодами из сотни третьей, а в середину между пародиями на унылого Бергмана затесался жизнерадостный танцевальный номер.
Весь этот винегрет, который поначалу можно принять за бессмысленное трюкачество бывшего клипмейкера, при ближнем рассмотрении начинает казаться приемом более чем органичным. Ну а как еще изобразить происходящее в голове человека, которому любовь всей его жизни предлагает расстаться со словами "Я как Сид Вишес. А теперь давай есть блинчики" и который теперь сходит с ума, пытаясь понять, где же именно он ошибся. Шерлок Холмс, вероятно, предложил бы дедукцию. Однако Уэбб выбрал для своего Тома ассоциации, импрессионизм и беспорядочное листание 500-страничного тома под названием "Саммер" — обуреваемая эмоциями человеческая память фунционирует как угодно, но только не стройно, последовательно и логично.
В сущности, сама Саммер тут — не более чем чудесное воспоминание, пробуждающее в Томе массу вопросов и стирающееся постепенно. Да, она красиво одевается, красиво говорит, вполне прилично разбирается в дискографии группы Smiths и для пикантности утверждает, будто Ринго Старр лучший из "Битлов". Но в сущности, что он о ней знает? "Если она увлекается той же странной дрянью, что и ты — это вовсе не значит, что она твоя половинка", — говорит герою его сестра. Правда, с чего он взял? В конце концов, говорила же она ему самого начала, что не верит в любовь. Теперь и он вот тоже не верит? Или верит? Но не с Саммер? Может, он не туда смотрел? К финалу ленты героиня почти исчезает из истории: она тут, повторимся, только первопричина, но не финальная цель. Главным же для героя становится вопрос, в свое время озадачивший певицу Шер: есть ли жизнь после любви?
Критики робко выдвигают фильм на "лучший ромком года", нам же кажется, что мы не видели ничего более симпатичного со времен "Реальной любви". Не блистающие "эннихолловской" остротой реплик и, вообще, кругом не идеальные, "500 дней", тем не менее, сумели обаять почти всех, исключая, как подсказывает нам статистика imdb (где фильм сегодня занимает 197 место в списке 250 лучших всех времен), трижды разведенных женщин старше сорока пяти, которых недостаточно любила мама и которым вообще не очень повезло в жизни. Ну и кроме шуток, если вам действительно нравится, ну скажем,"Антихрист", это одно дело. А если вы ни разу не улыбнетесь но "500 дней лета", сделайте что-нибудь немедленно. Хотя бы, съешьте блинчиков, что ли.
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Зуи Дешанель, Джеффри Аренд, Хлои Мориц, Мэттью Грэй Габлер, …