Голливудский словарь, часть 2
Ξ 16 ноября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Мы продолжаем публикацию "Голливудского словаря" — попытки перевести знакомые звуки и понятия с голливудского на русский. В этом выпуске: "сиквелитис", "3D", "PG-13" и "body horror". Сиквелитис
В общечеловеческом понимании... ... что-то связанное с си... си... э... сдаемся! Тем не менее, "сиквелитис" действительно образован от слова "сиквел", то есть "продолжение" какого-то уже существующего произведения, в нашем случае, фильма. Что же касается самого "сиквелитиса", то самым точным нас представляется определение UrbanDictionary, авторы которого пишут, что это : "болезнь, поражающая исключительно Голливудских продюсеров. Симптомы: неконтролируемая жадность и нехватка новых идей. В ходе развития болезни продюсер непременно произведет дымящуюся кучу дряни, которую он после упакует в коробку и назовет именем какого-нибудь успешного кино с приплюсованной к нему цифрой "2"..." . Добавим, что первый случай заболевания был зафиксирован в 1916 году, когда на американские экраны вышел фильм "Падение нации", считающийся продолжением "Рождения нации" 1915 года. В 2000-х было отмечено появление новой мутации вируса: зараженные больше не мыслят простыми сиквелами, но оперируют сразу трилогиями. В самых тяжелых случаях: трилогиями сиквелов. Наконец, отмечается, что сиквелитис устойчив о всем известным на сегодня формам антибиотиков, но отлично лечится кассовыми провалами. В понимании Голливуда... ... никакая не болезнь, но то благополучное состояние продюсерской души, которое характеризуется ощущениями покоя и уверенности в завтрашнем дне. В пользу этого мнения говорят факты. Например, в прошлом году около 4,2% всех кинорелизов были сиквелами (точнее, франшизными фильмами). При этом на них пришлось около 20,6% всех кассовых сборов. Таким образом, у успешного продюсера куда больше шансов захлебнуться шампанским, плавая в собственном бассейне с русалками, нежели умереть от сиквелитиса. К тому же иногда случаются чудеса и сиквелы обходят оригиналы не только по кассе, но и по качеству. Так принято считать, что лучше своих предшественников получились: "Терминатор 2", "Чужие", "Безумный Макс 2", "Империя наносит ответный удар", "Зловещие мертвецы 2", "Рассвет мертвецов", "Новые приключения Билла и Теда", "Звездный путь 2: гнев Хана", "Человек паук 2" и, куда без него, "Темный рыцарь". Часто в этот список вносят и "Крестного отца 2". 3D (в значении CGI*)
В общечеловеческом понимании... ... — это трехмерная компьютерная графика, которая используется в мультипликации, кино, видеоиграх, а также при создании архитектурных проектов, проектов интерьеров, ландшафтного дизайна и прочая, и прочая. В общечеловеческом непонимании... ... довольно часто оказывается значение слова "рендеринг". В то время как все более ли менее знают, что таинственный рендеринг каким-то таинственным образом связан с "триде"-графикой, мало кто при этом может объяснить, чем он отличается, ну скажем, от "трансцендентальной апперцепции". Кроме того, что "трансцендентальная апперцепция" никак не связана с "три-де". Или подождите, связана? Нет? Ну ладно. Так вот рендеринг — это проекция трехмерной математической векторной модели на плоскость экрана, или этой модели "визуализация", как еще иногда говорят. Применительно к кино под "рендерингом" надо понимать создание последовательности кадров, в процессе которого учитывается масса разных факторов: ракурс, источники освещения, свойства поверхностей, отражающих свет... Ну то есть если у трехмерной модели Кота в сапогах всегда есть хвост и сапоги, то при "рендеринге" его, с позволения сказать, в темную комнату (см. "Шрека 2") — мы в лучшем случае можем рассчитывать на то, что от Кота останется пара светящихся зеленых глаз. По-прежнему непонятно? Но мы честно пытались. В понимании Голливуда... ... это современный кинематограф. Или кинематограф, приносящий деньги. Или кинематограф, который однажды позволит Гильдии Продюсеров наконец-то упразднить назойливые Гильдии Актеров и Сценаристов. Давно пора, отъелись лентяи! *Отдельно надо сказать от 3D-анимации, которая однажды спасет мир или погубит его окончательно. Первым полнометражным мультфильмом, сделанном целиком в компьютерном 3D, должны были стать экспериментальные "Труды" (The Works). Однако лента так и не была закончена, несмотря на то что работа над ней началась еще в конце 70-х и продолжалась до 1986 года. Однако в 1984 году вышла двухминутная 3D-анимация "Приключения Андрэ и Пчелки Валли", над которой работали те же люди, что не смогли довести до ума "Труды". Позже из этих мультипликаторов-экспериментаторов была формирована первая команда студии Pixar. Собственно, режиссер "Приключений" Джон Лассетер до сих пор состоит на должности главного креативного директора студии. Первой же законченной полнометражной 3D-анимацией стала пиксаровская "История игрушек", которая вышла на большие экраны в 1995 году. PG-13
В общечеловеческом понимании... ... — один из пяти возрастных рейтингов, присуждаемых фильмам Американской киноассоциацией. Расшифровывается PG-13 как "Настоятельное предостережение родителям. Некоторый материал может быть неподходящим для детей до 13 лет". Иными словами, дети до 13 лет могут попасть на киносеансы только в сопровождении взрослых. Рейтинг был введен в 1984 году, после того как родители сочли фильмы "Гремлины" и "Индиана Джонс и Храм судьбы" слишком жестокими и мрачными для присужденного им PG ("Рекомендуется присутствие родителей"). В общем и целом, рейтинг PG-13 означает следующее: если нагота, то не сексуального характера; если ругаются, то не матом; если насилие, то не реалистичное и не продолжительное; и если наркотики, то употребление, а не злоупотребление. Также на сегодняшний день существуют рейтинги G ("кино для всех"), R ("детям до 17 только с родителями") и NC-17 ("кино не для слабонервных"). В понимании Голливуда... ... Прокрустово ложе, учрежденное заботливыми родителями для того, чтобы мучить кинопроизводителей. Иными словами PG-13, это заданные высота/длина/ширина, по которым нужно обкромсать ленту, чтобы она могла попасть в самую прибыльную возрастную категорию. Как правило, под нож идут голые груди, несдержанные "факи" и любое изображение крови, объем которой превышает одну порцию кетчупа в "МакДональдс". И да, вопреки правилу касательно грудей, самый кассовый кинофильм всех времен и народов "Титаник" шел в кино как PG-13. Что удивительно, PG-13 был и второй самый прибыльный "Темный рыцарь". Третий, "Звездные войны" 1977 года, проходит и вовсе под рейтингом PG, но тогда, напомним, PG-13 еще не было. При этом зажигательные ленты с рейтингом R более ли менее обгоняют по кассе безопасные G. NC-17 тем временем собирают в десятки, а часто и сотни раз меньше, чем любые ленты всех прочих категорий. Так, самый успешный NC-17 — это "Шоу-герлз" Верховена. Для того чтобы попасть на первое место в чарте ленте хватило 20 млн. долларов. Сравните с 600 млн. "Титаника". Ну и напоследок, наше любимое правило: в PG-13 все-таки можно употребить слово "fuck", но только один раз и только в восклицании. При этом, есть даже несколько PG-фильмов, в которых звучит пресловутое слово на "F". Например, "Большой" с Томом Хэнксом. "Том! Who the fuck do you think you are?". Body Horror
В общечеловеческом понимании... ... пыточное порно, вы хотели сказать? Нет. И надо четко разграничить оба эти поджанра хоррора. Термин "пыточное порно" был впервые употреблен Дэвидом Эдельштайном из New York Times применительно к фильму "Хостел" в не таком уж и далеком 2006 году, когда критик задался вопросом: "почему Америка сходит с ума по крови, кишкам и садизму?". Ключевое слово? Правильно, "садизм". Меж тем, поджанр "телесный хоррор" (он же "биологический", он же "органический") существует уже несколько десятилетий. Фильмы, в нем снятые, отличаются от прочих ужастиков тем, что детально изображают процесс распада/деформации/мутации/трансформации человеческого тела. Все эти напасти чаще всего приключаются с телом в результате проведения на ним экспериментов или подсадки в него эмбрионов инопланетных чудовища. И заметим: вселяющиеся в тела людей "чужие", в отличие от истязающего тела людей маньяка Пилы, не преследуют никаких садистских целей. Они просто хотят захватить вселенную. Тут можно отметить и второе главное отличие жанров: "телесный хоррор" — это всегда научная фантастика, героев которой выворачивает наружу не садистской рукой, но фантастическим замыслом. В Голливудском понимании... ...это тот странный парень из Канады, чьи фильмы зарабатывают так мало, что мы никак не можем запомнить его имени. Ну у него еще прическа, как у другого странного парня, который снял что-то про шоссе... И да, кажется, обоих зовут Дэйвами. (Нет, на самом деле в Голливуде, конечно, знают имя Дэвида Кроненберга. Более того, в 2005 его "Оправданной жестокости" почти удалось отбить свой бюджет. ) Впрочем, кроме половины Кроненберговой фильмографии, включая "Выводок", "Муху", и "Видеодром", в жанре биологического хоррора также выполнены "Голова-ластик" упомянутого выше Линча, "Тварь" Карпентера, "Восставший из ада" Баркера, а также "Реаниматор", "Извне", "Тэцуо: железный человек", "Расплавленное тело", "Вирус" и прочие замечательные кинофильмы. Самым первым "телесным хоррором" (если не рассматривать "Метаморфозы" Овидия) можно считать "Эксперимент Куотермасса" 1955 года. В фильме вернувшийся из космоса астронавт мутирует в чудовище, которое подпитывает дальнейшие трансформации, пожирая людей и животных. Удивительным образом причисляют к "телесному хоррору" и "Ребенка Розмари". И хотя невозможно не заметить наличие у ленты характерных жанровых призраков, но, тем не менее, рост живота у беременной героини представляется нам трансформацией недостаточно патологической для того, чтобы ленту можно было отнести к "телесному хоррору".* * Вот если бы сняли кино про то, как Надя Сулейман выносила зачатую в пробирке восьмерню — тогда другой разговор.