У нас есть такие приборы

Ξ 2 февраля, 2010 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Зеркало грез из гиллиамовского "Воображариума доктора Парнаса", вышедшего недавно на экраны, напомнило нам о других не менее удивительных приспособления, с помощью которых режиссеры пытались оживить фантазию зрителей, дышащую всегда на ладан.

1. Кулак Тайлера
"Бойцовский клуб", реж. Дэвид Финчер

Добрый старый доктор и заколдованное зеркало, ведущее в страну Фантазию — это замечательно, но есть более эффективный способ пробудить воображение пациента — врезать ему кулаком в лицо. Погрязшие в омерзительной реальности герои "Бойцовского клуба" прокладывали себе дорогу в мир мечты именно этим брутальным инструментом.

2. Электрический воображариум Мамонова
"Пыль", реж. Сергей Лобан

В подвал своего воображения, где ученый в белом халате, постигший тайну мозга, ставит над людьми подозрительные опыты, зачастил и главный герой "Пыли", за чьей душой тоже не числится ничего прекрасного — телевизор с Петросяном и бабушка с сосисками. В секретной лаборатории, охраняемой строгим ФСБ, электрический прибор Мамонова перестраивает атомы российских граждан в совсем другие сущности. Какие — зависит, опять же, от фантазии, которой у граждан оказывается очень мало.

3. Коммьюникейшн тьюб
"Асса", реж. Сергей Соловьев

Общаться, как показывает опыт, можно и без коммьюникейшн тьюб. Как показывает другой опыт, вещать в коммьюникейшн тьюб те же банальности, которые можно сказать собеседнику прямо в лицо, нет никакого смысла. Другими словами, для общения через коммьюникейшн тьюб нужно подключать воображение. В противном случае дивайс перестает выполнять свои функции.

4. Органчик
"Оно", реж. Сергей Овчаров

Точка зрения, что воображариум — это рог изобилия, вместо банальных колбасы с икрой порождающий бесконечные "Аватары 3D" на потеху праздной публике, несколько упрощает существо вопроса. Бывают и государственные воображариумы, как встроенный в голову российского градоначальника (Олег Табаков) миниатюрный органчик, производящий две простые песни: "Разорю!" и "Не потерплю!".

5. Курица
"Чёрная курица, или Подземные жители", реж. Виктор Гресь

Зеркала, кроличьи норы, хрустальные шары, дедушкины шкафы, бабушкины сундуки, да бутафорские камины, куда нельзя совать любопытный нос — вот классические, хорошо известные и несколько даже примелькавшиеся конструкции воображариумов, активно эксплуатируемые в кино. Действительно оригинальные решения, как, например, курица, возникают редко, но запоминаются надолго. Некоторые до сих пор считают, что курица Чернушка в исполнении Филозова из экранизации странной сказки Антония Погорельского являлась им в далеком детстве в периоды гриппозного делириума.

6. eXistenZ
"Экзистенция", реж. Дэвид Кроненберг

До недавнего времени, пока публика не пресытилась, а режиссер не переключился на гангстерские драмы, в гранд-мастерах воображариумов ходил и Дэвид Кроненберг. В "Видеодроме" устройством, стимулирующим воображение, был настроенный на порнушку телевизор, который нужно разогревать хлыстом. В "Экзистенции" — eXistenZ, компьютерная игровая приставка, подключаемая к спинному мозгу. Чтобы правильно ориентироваться в мире, где воображаемое насилие ничем не отличается от настоящего, нужно проявлять действительно неординарную фантазию, которая даже у Кроненберга в какой-то момент иссякла.

6. Оппозиционное ТВ
"Антенна", реж. Эстебан Сапир

Ретро-футуристическая фантасмагория Эстебана Сапира, где одна на весь город телевизионная антенна успешно подавляет речевые центры граждан, прекрасно иллюстрирует общественно-политическую ситуацию в сегодняшней России: оппозиция может воображать будущее каким угодно, но для полноценного озвучивания своих фантазий ей катастрофически не хватает телевидения, где о будущем давно позаботились совсем другие люди. Альтернативная антенна, вещающая в противофазе, кладет конец однотипному массовому воображариуму.

8. Мозг
"Возможные миры", реж. Робер Лепаж

Курицы, антенны и плейстэйшны — не более, чем различные интерфейсы одного и того же кода: главным воображариумом, ядром процесса, всегда остается мозг. Разобрался с ядром, отбросив второстепенные оболочки, канадец Робер Лепаж, в буквальном смысле удаливший у главного героя этот орган: собственно сюжет фильма развертывается то ли в воображаемых мирах мозга, помещенного в физраствор, то ли в якобы "реальных", где действуют прочие герои, в том числе жена человека-мозга в эффектном исполнении Тильды Суинтон.

9. Калькулятор Хомерики
"977", реж. Николай Хомерики

В классическом советском НИИ, замечательно воспетом Хомерики, тоже конструировали воображариумы. Таковым стал неуклюжий калькулятор с проводами, измерящий в организме человека некий загадочный цифровой параметр — "977". Обусловленная этой цифрой любовь главного героя превращается в сплошную игру воображения: когда на калькуляторе высвечивается 977 — герой куда-то исчезает, зато появляется женщина, которую он полюбил по-настоящему. Когда цифры нет — появляется он сам и та, которую он любит, но не сильно.

10. Шляпа Волшебника
"Муми-Дол. Всё дело в шляпе", реж. Анатолий Аляшев

Наконец, самый парадоксальный воображариум придумала Туве Янссон. С одной стороны, шляпа волшебника функционирует, как и положено шляпе волшебника: превращает яичную скорлупу в облака, Муми-дом — в джунгли, а Муравьиного льва — в ёжика. С другой стороны, сам волшебник, как выяснилось, разыскивал совсем не шляпу, а самый прекрасный рубин на свете, спрятанный в чемодане Тофсла и Вифсла. В результате развивающий воображение головной убор достался Морре, с которой муми-тролли связывают, как известно, все самое нехорошее, что может произойти в Муми-долине. Обиженная Морра, надев фантастическую шляпу, уходит восвояси. Наверное, смерть — это еще одна фантазия, и жить без такой фантазии — значит жить в сказке.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: