Берлин заела совесть

Ξ 12 февраля, 2010 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Открылся 60-й Берлинский кинофестиваль: вместо голливудских звезд по красной дорожке прошагали китайские, а президент жюри Вернер Херцог вспоминал "Аватара".

Рене ЗельвегерРене Зельвегер

На Марлен Дитрих-платц, самой маленькой фестивальной площади, стояли девушки в зеленых комбинезонах и раздавали зрителям, собравшимся на открытие юбилейного 60-го Берлинале, маленькие пакетики со сладким попкорном — подарок от газеты Zuddeutsche Zeitung. Когда звездный проход по красной дорожке завершился, у девушек остался еще целый мешок воздушной кукурузы: пакетики вручали уже и по два, и по три в руки, досталось и стоявшим в оцеплении полицейским, и бродившим вокруг бомжам. Если бы у красной дорожки не выдавали, а наливали что-нибудь погорячее, результат был бы совсем другим: Берлин, где в середине февраля обычно уже чувствуется приближение весны, в этом году завалило снегом, который изрядно подпортил впечатление от торжественной церемонии открытия фестиваля.

Открытие Берлинале-2010

Фоторепортаж. →

Причина зрительской апатии номер два — отсутствие звезд. Берлинале, несколько лет подряд демонстрировавший в первый фестивальный день новейшие голливудские или европейские премьеры, на сей раз от этой традиции отказался. Фестиваль открылся фильмом китайца Вана Цяньаня"Вместе порознь" — драмой о воссоединении мужа и жены, разлученных во время Гражданской войны полвека назад. Жена осталась в Шанхае, снова вышла замуж — не за любимого, а просто за хорошего человека, родила двух дочерей (от первого брака остался еще и сын, который никогда не видел отца). Муж оказался на острове Тайвань, погоревал-погоревал — да и женился на местной. И вот теперь, когда супруга скончалась, он решил вернуться за первой возлюбленной и увезти ее к себе. Дети, естественно, протестуют, хотя уже давно обзавелись собственным потомством, второй муж, и правда замечательный, закармливает гостя дорогими крабами с рыбного рынка и молча заливает свое горе алкоголем.

Вим Вендерс с женой ДонатойВим Вендерс с женой Донатой

В 2007 году Ван Чуанань увез из Берлина "Золотого медведя" за "Свадьбу Туи" — этнографическую зарисовку из жизни кочевников Внутренней Монголии, в которой сюжетная коллизия была почти такой же: женщине предстояло сделать выбор между разумом и чувствами, долгом и собственными желаниями. Актриса Ю Нань, исполнительница роли Туи, в этом году заседает в жюри — в новом фильме ее уникальная красота режиссеру не понадобилась. Живописные монгольские степи сменили серые пейзажи индустриального Шанхая, который тут выступает отдельным персонажем: главные герои живут в старом квартале, зажатом между небоскребами, и готовятся переехать в уродливую новостройку, стоившую им чуть ли не всех сбережений. Еще более важную роль играет обеденный стол — символ семейного единства, а еды в кадре так много, что кажется, будто все только и заняты тем, что либо выбирают продукты, либо готовят их, либо с аппетитом поглощают. Это вообще очень простая история: маленькие люди, непреодолимые обстоятельства — и, как и в "Свадьбе Туи", подано все с житейским юмором и какой-то крестьянской мудростью, которая не оставляет места для долгих истерик и переливаний из пустого в порожнее, жизнь-то все равно продолжается.

Рене ЗельвегерРене Зельвегер

Ван Цяньань — не единственный фестивальный призер, приехавший "за добавкой". В программе этого года ставка сделана именно на берлинских "выпускников" — то есть на режиссеров, которым полученные фестивальные "медведи" неважно какого достоинства, должны были дать путевку в жизнь. В конкурсе есть и боснийка Ясмила Жбанич, победившая в 2006 году с послевоенной драмой "Грбавица", и снявшая кино про транссексуала датчанка Пернилла Фишер Кристенсен, и экранизировавший четыре года назад уэльбековские "Элементарные частицы" немец Оскар Релер. Проблема заключается в том, что ни одна из этих работ не только не добавила фестивалю условных "очков", но и в некотором роде его дискредитировала: о том, что Берлинале задыхается от собственной совестливости и либеральности, во весь голос кричат журналисты всего мира. Именно поэтому на самых интересных премьерах фестиваля стоит лейбл совсем другого кинофорума, тоже очень свободолюбивого и независимого — американского Сандэнса, половина программы которого перекочевала на берлинские афиши — начиная с "Выход через сувенирную лавку", якобы снятого граффитистом Бэнкси, и заканчивая победителем этого года — фильмом "Зимние кости"Дебры Граник.

Сложнее всего в этой ситуации, наверное, будет президенту жюри, режиссеру Вернеру Херцогу, ему ведь надо и организаторов-соотечественников не обидеть, и об искусстве успеть подумать. На пресс-конференции у него несколько раз спрашивали о том, каким должен быть по-настоящему хороший фильм, но он каждый раз изобретательно отшучивался: знать, мол, не знаю, и с чего вы вообще все взяли, что такие картины на фестивале будет? Накануне Берлинале Херцог, кстати, провокационно заявлял, что и в кино обычно ходит от силы пару раз в год, но выяснилось, что относительно главных событий он все-таки в курсе:"Аватара" видел и особенно отметил сцену, в которой "маленькие создания с дерева окружают главного героя и опускаются ему на плечи". Про отбор хороших фильмов он, надо полагать, тоже знает куда больше, чем говорит.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: