История — это самое важное
Ξ 26 марта, 2010 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Приезжавший в Москву писатель, автор комиксов и сценарист Нил Гейман за рюмкой рассказал Фильму.Ру о кино, "Аватаре", легендарном британском телевидении, жизни на Марсе и зловещей долине. В Москве побывал Нил Гейман — писатель, сказочник, автор комиксов, сценарист, кинопродюсер, жених рок-певицы Аманды Палмер. По книгам Геймана сняли два очень удачных фильма — "Звездную пыль" и мультик "Коралина в стране кошмаров". Еще по его проектам должны снять несколько фильмов, хотя вообще говоря все его книги заслуживают экранизаций — тщательно построенные вымышленные миры и абсолютно киношная композиция. В Москве Гейман был болен филиппинским зомби-гриппом, отказался гулять, дал за два дня десяток интервью и подписал несколько тысяч книжек. Интервью корреспонденту Фильма.ру, который все это время был его переводчиком и ассистентом, он дал уже вечером последнего дня за хреновухой и ужином, и рассказал о своих кинопроектах, "Аватаре", легендарном британском телевидении, жизни на Марсе и "зловещей долине". - Можете просто перечислить ваши кинопроекты — экранизации, которые сейчас на разных стадиях разработки? - Ну хорошо. Есть "История с кладбищем" — сейчас написан второй вариант сценария, автор и режиссер — Нил Джордан. Он уже написал два варианта и вероятно напишет третий, мы с ним встречаемся во вторник в Лондоне. - У вас есть право голоса в работе над этим сценарием? Вы можете забраковать его черновики, велеть ему все переписать? - Я один из продюсеров, так же как когда мы снимали "Звездную пыль", так что да, у меня, конечно, есть возмжность высказаться. Но она есть у довольно большого количества людей, мы посмотрим, что из этого получится. Но вообще я ужасно нервничаю, когда мне приходится говорить о кино с журналистами. Так часто простые и правдивые вещи, которые я говорю, превращают в что-то невообразимое. Вот месяц назад я дал интервью LA Times. Они спросили про фильм "Историю с кладбищем", я рассказал, что работа началась в компании Miramax, а потом Disney закрыл Miramax, фильм пришлось делать с другой компанией и LA Times написали, что фильм "История с кладбищем" мертв. Есть и другие проекты, которые чуть ближе к экранизации, чем раньше. Рассказ "Мистерии убийства", сценарий к которому пишет Дэвид Гойер (он, среди прочего, написал "Темного рыцаря"). Сценарий потрясающий, и надеюсь, что Гойер будет режиссером. Есть "Как общаться с девушками на вечеринках", которым занимается Хауард Гертлер, продюсер фильма "Клуб Shortbus". Один очень хороший режиссер уже согласился это снять, но поскольку официально мы этого не объявляли, я не могу об этом сказать. Еще один рассказ "Пруд с декоративными рыбками" сейчас продан в качестве опциона, интересно, получится ли из этого что-то. Надеюсь, что да. "Американские боги", похоже, станут сериалом. Они просто слишком большие, а мне больше нравится, когда надо дописывать новые сцены для сценария, чем когда надо что-то выкидывать. Ну, что еще? "Коралины 2" и "Звездной пыли 2" не будет, могу вас уверить. - А что с "Никогде" (в первом русском переводе "Задверье" — ред.)? Там же тоже был сериал? - Ну он был очень так себе, поэтому я написал из него книгу. Был бы хороший сериал — книжку вы бы никогда не увидели. - У нас есть шанс на то, что она все же станет фильмом или сериалом? - Ну права на экранизацию вернутся — посмотрим, что получится. - Вот вы говорите, что Американские боги станут сериалом — это будет HBO? Showtime? - Может быть. - Сейчас много историй одновременно серьезных и коммерческих ушли в сериалы из кино, где остались блокбастеры и артхаус, но провалилось все, что посередине. И в результате мы смотрим "Безумцев", "Настоящую кровь", "Иерихон", "Доктора Хауса", "Рим" и еще очень много хорошего телевидения. Серьезные штуки, коммерческие и интересные при этом. Этого, кажется, не было еще 10 лет назад. Вы смотрите сериалы? - Да, и я надеюсь, что то же самое получится и с "Американскими богами". И с "Песочным человеком", кстати. - А что вы думаете об этом новом способе экранизации, о новом изобразительном языке? Еще лет 10 назад сериалы были мылом... - Я думаю, что я родом из Англии, где всегда было хорошее телевидение. Мы были этим знамениты. А на HBO было хорошее телевидение с тех пор, как я переехал в Америку (1992 год- ред.). - То есть к нам это пришло только сейчас благодаря распространению торрентов? - Я подозреваю, что это так и есть. "Шоу Ларри Сандерса", Deadwood — это все было очень давно. - А вы знаете сериал "Жизнь на Марсе", британскую версию? - Конечно. - Там показывали британское телевидение семидесятых годов. Бородатый мужчина в костюме на фоне школьной доски доказывал теорему Пифагора. Это и есть высококачественное английское телевидение, которым так знаменита Англия? - Да нет, это было ночное телевидение, образовательный канал. Университетский. С полуночи университеты показывали открытые уроки. У университетов были деньги на дорогие видеокамеры, и после полуночи телевидение переставало показывать нормальные программы и начинало показывать "Открытый университет" для повышения образовательного уровня населения. - Но это ведь правда жизнь на Марсе... В этом году вы были на Оскаровской церемонии. В прошлом году Оскар проигнорировал "Темного рыцаря", в этом — "Аватар", самую удивительную историю в этом году. - Ну слушай, это была "Покахонтас". Правда, для меня самое важное — это история, а я ее уже знал. Ну да, это было очень красиво, но мне ни разу не хотелось сказать: какая удивительная история. Я вышел с этого фильма с мыслью, что все эти потрясающие технологии будущего дали мне историю, которую я уже тысячу раз видел. - Я бы понял, если бы вы были настоящим книжником, имеющим дело только с буковками и запятыми. Но у вас же и визуальная составляющая довольно сильна, вы делаете комиксы и кино. А тут ведь визуальная история, в которую целиком погружаешься... - Ну да, так и было. А вы видели "Коралину" в 3D? У нее оно гораздо интересней сделано. Хотя, конечно, Кэмерон сделал удивительные вещи. Мне очень понравилось, как он обошелся с "эффектом зловещей долины" (Uncanny Valley - гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий, примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей, подробности здесь — ред.). В анимации, особенно в motion capture, чем ближе ты настоящему облику человека, тем неприятнее это выглядит для человека. Понимаете, если нарисовать рожицу со смайликом или сравнительно грубый, но анатомически более корректный портрет, то человек будет недоволен более корректным портретом — лоб слишком высокий, нос не такой — но совершенно спокойно воспримет рожицу в качестве изображения человека. А Кэмерону важно было показать, что НаВи похожи на людей, но не люди. И "Зловещая долина" это только подчеркивала, работая на него. - Как вы думаете, "Повелитель бури" был лучшим фильмом этого года? - А я не знаю. Я не за этим на "Оскара" ходил. Я не думаю, что они правда находят лучшее кино. Ну знаете, для меня лучший фильм 1985 было "Качать железо для женщин" — документальное кино о бодибилдинге. А в 1986 году — "Бразилия" Гилльяма. Ни тот, ни другой не были номинированы. В мире "Оскаров" люди пытаются выяснить, какой фильм лучше — "Влюбленный Шекспир" или "Криминальное чтиво". Какой в этом смысл? - Хорошо, тогда такой вопрос: а есть ли вообще смысл в премиях и наградах? У "Оскара" есть право говорить нам: вот этот фильм лучший, а вот эти пять — чуть хуже, но тоже отличные? - Я не знаю. Мне больше всего нравится Rotten Tomatoes. Мне нравится, что они просто считают. У "Принцессы Мононоке" на RT рейтинг 92%. Это не может не радовать. - Давайте последний вопрос, а то уже рыбу несут. Какой из ваших романов, рассказов, комиксов вам особенно хотелось бы увидеть на экране? - Я не знаю, я их все люблю, не то, чтобы я над ними трясся. - А оригинальный сценарий напишите? - С удовольствием. Но только тут есть одно но. Если сказать тем семи сотням людей, которым я сегодня подписал книжки: "Ребята, вы можете распоряжаться шестью месяцами времени Нила Геймана. Он может написать книжку, которая совершенно точно выйдет еще через полгода, а может написать сценарий фильма, который выйдет, или не выйдет, или выйдет через десять лет". Что, как вы думаете, они выберут?