Гид по ММКФ
Ξ 19 июня, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Ксения Рождественская На что идти и для чего, какие фильмы обязательны к просмотру — гид по всем программам 30-го ММКФ поможет сориентироваться на бескрайних просторах фестивальных показов. Есть хороший способ понять, что думает о себе фестиваль, по фильму церемонии открытия и фильму церемонии закрытия. 30 ММКФ откроется "Хэнкоком" — боевичком про супергероя-алкоголика (да, да, это мы!), а закроется документалкой "Марадона глазами Кустурицы"Эмира Кустурицы, где про Марадону маловато будет, а про Кустурицу — что захотите. ОСНОВНОЙ КОНКУРС Обычно в основном конкурсе ММКФ можно увидеть один-два действительно хороших фильма. В разные годы это были "Дорогая Венди"Винтерберга, "Чамскраббер"Арье Посина, "Время жатвы"Разбежкиной, "Вива"Анны Биллер, — обычно рассчитывать на череду конкурсных шедевров не приходится, но выбрать всегда есть что. Киноманам "Сад", Сергей Овчаров. Экранизация "Вишневого сада" от гениального стилиста, автора "Оно" и "Барабаниада". Киноэкстремалам "Дзифт", Явор Гырдев. Театральный режиссер снял социалистический неонуар. Гырдев занимается не только современным театром, но и перформансами, пишет пьесы, рассказы в духе Борхеса, статьи о философии и эстетике, у него куча театральных наград. Его дебютный фильм может оказаться действительно интересным. Ну, или полным провалом. И просто отдохнуть "Райские птицы", Роман Балаян. Действие фильма происходит в том самом начале 80-х, когда Балаян снял "Полеты во сне и наяву", и рассказывает о творческой интеллигенции, которая училась летать (это не метафора), несмотря на надписи "Летать запрещается". Балаян экранизировал роман "Вальс для К." лианозовца Дмитрия Савицкого, уехавшего в конце 70-х. В своем дневнике (http://dsavicky.narod.ru/) ДС пишет: "Короче, РБ хотел одолжить у меня любимую мою Катеньку и запустить ее летать на свой манер. Поразмыслив, я пришел к выводу, что на одном "Вальсе для К." киношку не сделаешь, и предложил запустить Катюшу в полет на фоне "Ниоткуда с любовью". Контракт мы подписали в когда-то приятном кабачке рядом с моей бывшей поднебесной квартирой, что напротив церкви Св. Евстахия. О выборе заведения я тут же пожалел, кабачок превратился в серийное туристическое заведение. Но Роман Балаян был приятен, вальяжен, восточен — то ли уссурийский тигр, то ли переодетый под европейца падишах...". "Война на другом берегу", Ли Синь. 1937 год, война и мир на противоположных берегах Сучжоу, и все это увидено глазами ребенка. Может оказаться очень хорошим фильмом. КОНКУРС "ПЕРСПЕКТИВЫ" Второй по значимости конкурс ММКФ, в который, по правилам, принимаются "дебютные, поисковые и экспериментальные работы". Тут предсказывать еще сложнее, чем в основном конкурсе, но выше и вероятность увидеть что-нибудь интересное. Киноманам Киноэкстремалам "Что же с нами будет?", Ёсихико Мацуй. Гей-драма от радикального авангардиста, автора культового в Японии "Шумного реквиема". В одном из его фильмов девушка мастурбировала под речь императора Хирохито, в другом мужик отрывал головы голубям. "Шумный реквием" Мацуй отказался давать в международный прокат, с тех пор — последние 22 года — он ничего не снимал. И просто отдохнуть "Рассвет / Закат", Виталий Манский. Документальный фильм об одном дне из жизни далай-ламы. Полезная штука; Манский — один из лучших на сегодняшний день российских документалистов. ГАЛА-ПОКАЗЫ Громкие модные имена, громкие премьеры, гламурная публика. Киноманам Киноэкстремалам "Больше Бена"Сьюзи Хэйлвуд. Экранизация одноименного полукриминального путеводителя по Лондону, написанного несколько лет назад Спайкером и Собаккой, в главных ролях — Андрей Чадов и Бен "Принц Каспиан" Барнс. Обещает быть буйным молодежным фильмом в духе "Трейнспоттинга"; официальный сайт http://biggathanben.com/ объясняет, что Житомир — это "маленький, гнусный и скучный городок в Украине", поет нежным голосом Isobel Hayworth и другими, более грубыми голосами. И просто отдохнуть "Тюльпан", Сергей Дворцевой. Этнический хит Каннского фестиваля, фильм про казахскую степь, роды овцы и молодого паренька, у которого слишком большие уши. Гламурная каннская публика аплодировала двадцать минут. ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ФИЛЬМОВ Одна из самых популярных программ ММКФ последних девяти лет, ее отбирает Петр Шепотинник. Обычно можно смело идти на любой фильм этой программы. От "Эйфории" отличается гораздо большей тягой к экспериментам, задача программы, по словам отборщика, "разглядеть в бесконечном потоке фестивальных премьер фильмы, в которых видно, как рождается кино". В этом году в "Восемь с половиной фильмов" вошли картины последних трех лет. Киноманам "Меня здесь нет", Тодд Хэйнс. Жизнеописание Боба Дилана, где рок-легенду играют шесть разных людей, от Хита Леджера до Кейт Бланшетт. Каждая часть снята в ином стиле — например, эпизоды с Кейт Бланшетт прямо цитируют известный документальный фильм о Дилане, герой Леджера — оммаж Джеймсу Дину, а изначально Диланов в фильме вообще должно было быть семеро, и седьмой должен был существовать в пространстве немого кино и представлять Чаплина. Изучение пространства мифа от изощренного стилиста, автора "Вдали от рая" и "Шальных денег". Киноэкстремалам "Череп на колесах", Адам Уингард. Наркотический трип, взявший Гран-при жюри на фестивале в Индианаполисе и Приз жюри на Бостонском фестивале андеграунда. Variety называет фильм "кислотным хоррором" и предупреждает, что почти все действие происходит в мозгах одного джанки. И просто отдохнуть МОСКОВСКАЯ ЭЙФОРИЯ Программа киноведа Андрея Плахова, который отбирает по разным фестивалям лучшие фильмы последнего времени, а во вступительном слове к списку фильмов так объясняет принцип отбора: "это кино образов, воздействующих не на мозг, а на эмоции. Такое кино ближе не к литературе, а к музыке". Киноманам "Молчание Лорны", братья Дарденны. Братья — дважды лауреаты каннской "Золотой пальмовой ветви", "Лорна", правда, удостоилась лишь приза за лучший сценарий в Канне-2008. Албанка Лорна фиктивно выходит замуж за бельгийского наркомана, чтобы получить вид на жительство. От наркомана она потом собирается избавиться и снова выйти замуж — за русского мафиозо. Дарденны чуть ли не впервые заставляют свою героиню испытывать муки совести, отчего тихая и очень достойная безнадега вдруг посреди фильма превращается в морализаторскую сказку. Киноэкстремалам "Все умрут, а я останусь", Валерия Гай Германика. Это обязательно надо смотреть — хотя расхристанный молодежный фильм о дурах-старшеклассницах, для каждой из которых школьная дискотека оказывается обрядом инициации, может сначала показаться слишком грубым, слишком документальным или слишком искусственным. Но поэма спальных районов-кварталов-жилых массивов обладает такой животной энергией, что за эту подростковую драму Германика получила два небольших, но весомых каннских приза. И просто отдохнуть "Фадос", Карлос Саура. Дань уважения традиционной португальской музыке. Саура всегда умел показать музыку — а в "Фадос", к тому же, можно будет увидеть архивную съемку легенды фаду Амалии Родригес. К тому же, в фильме появляются Мариза и Сезария Эвора. Безусловный хит для меломанов. ОТРАЖЕНИЯ Внеконкурсная программа, раньше называвшаяся "Вокруг света". Самые интересные фильмы последнего года, кассовые и фестивальные хиты из разных стран. Киноманам "Полет красного шара", Хоу Сяо-сень. Вольный римейк короткометражки "Красный шар"Альбера Ламориса, сделанной в 1956 году. В фильме тайваньского режиссера Хоу Сяо-сеня студентка парижского киноинститута из Тайваня подрабатывает няней и хочет снять римейк "Красного шара" Альбера Ламорисса, а за ее подопечным, маленьким парижанином, как и в фильме Ламорисса, повсюду следует красный воздушный шарик. Киноэкстремалам "Элитный отряд", Хосе Падилья. Брутальная стрелялка на тему полицейского спецназа в Рио, Золотой медведь Берлинале-2008. И просто отдохнуть "Расстройство желудка", Маркос Жорже. На самом деле фильм называется просто "Желудок", и рассказывает две параллельные истории: о человеке, который работает шеф-поваром в ресторане, и о нем же, попавшем в тюрьму. Ироничное и очень милое кино. Приз зрительских симпатий на фестивале в Рио-де-Жанейро. СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ. ПРОГРАММА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО Эта программа существует третий год и показывает важнейшие документальные фильмы последнего времени. Чаще всего они оказываются интереснее если не Гала-показов, то уж точно основного конкурса. В этом году много фильмов про футбол, еще больше — про музыку, и несколько мрачных картин, отмеченных серьезными призами. "После катастрофы", Гонсало Арихон. История спортсменов, в 1972 году потерпевших авиакатастрофу в горах. Они боролись за свою жизнь 72 дня. Фрэнк Маршалл снимал уже когда-то игровую версию событий (фильм "Выжить"); документальная впечатляет гораздо больше. Работа Арихона получила главный приз прошлогоднего фестиваля документального кино в Амстердаме. "Такси на темную сторону", Алекс Гибни. Нашумевшее кино про афганского водителя, который умер от пыток в тюрьме. Прямое обвинение американских военных чинов в необоснованной, но санкционированной жестокости. "Оскар" за лучший документальный фильм. "Стандартная процедура", Эррол Моррис. Первый в истории Берлинале документальный фильм, включенный в конкурс, получил там в этом году Гран-при. Фильм основан на фотографиях, снятых американскими охранниками в иракской тюрьме Абу-Греиб, и на интервью с охранниками, — еще одно обвинение Америке, но на этот раз не в жестокости, а в полной неадекватности. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И РЕТРОСПЕКТИВЫ Современное кино Израиля Азиатский экстрим: Цай Мин-Лянь и Ли Кан-Шен Ретроспективы Такеши Китано, Изабель Юппер, Лив Ульманн, Джона Кассаветиса Список Панфилова Социалистический авангардизм Российская программа
Кадр из фильма "Абсурдистан"
"Абсурдистан", Файт Хельмер. Легкая абсурдистская комедия от автора "Тувалу" (был в 90-е такой фильм с Дени Лаваном и Чулпан Хаматовой), история о войне полов в деревушке Абсурдистан. Критики считают, что на Хельмера повлияли Мельес и "Амели", но предупреждают, что абсурдности в фильме могло бы быть и побольше.
"Мао Цзе Дун", Бесник Биша. Фильм про цыганское семейство, в котором ребенка назвали Мао Цзе Дуном. Скорее всего, это именно такая кустурица, какой можно ожидать от фильма с цыганами и "цепью событий государственного масштаба" (цитата из синопсиса). Но зато можно будет хвастаться, что вы видели албанское кино. И язык у них красивый.
"Проще простого", Сейед Реза Мир-Карими. Фильм уже получил призы на иранском фестивале, это тихая комедия из жизни тегеранской домохозяйки.
Кадр из фильма "Война на другом берегу"
"Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера"", Игорь Майборода. Довольно скандальная история совместной работы оператора Рерберга с Тарковским. Во время съемок "Зеркала" Рерберг говорил: "В данном случае наши взгляды — то есть мой и Андрея — должны совместиться и стать единым и субъективным авторским взглядом. Задача непростая. Поэтому чем дальше, тем труднее работать: мы все меньше радуемся". На "Сталкере" радости и вовсе не оказалось: Тарковский посреди работы уволил Рерберга с проекта. Документальный фильм перетряхивает, похоже, чужое грязное белье — при помощи, вы не поверите, Андрея Михалкова-Кончаловского и Никиты Михалкова.
"Один кадр", Линда Вендель. Бунт S&M против хиппи, война поколений, а главное — все это снято одним кадром, без монтажных склеек.
Кадр из фильма "Что же с нами будет?"
"Парк Шанхай", Кай Кевин Хуан. Китайская история о пользе/вреде всяких "одноклассников-ру": встреча еще довольно молодых выпускников, первая любовь, второй приход. Эх, молодость, молодость.
"Под крышами Парижа", Хинер Салеем. Автор "Водки Лимона" снял французскую легенду Мишеля Пикколи в мучительной истории о старении. Пикколи получил за эту роль Серебряного Леопарда в Локарно.
"Демоны Санкт-Петербурга", Джулиано МонтальдоДжулиано Монтальдо. Итальянский фильм о Достоевском — это не так экстремально, как достоевский фильм об итальянском (вроде "Черное солнце"Кшиштофа Занусси, который показывают в той же программе). Но тоже сгодится.
Кадр из фильма "Больше Бена"
"ВАЛЛ-И", Эндрю Стэнтон. Один из самых ожидаемый мультфильмов лета, про робота-уборщика, оставшегося в одиночестве на Земле. Но можно не тратить на него фестивальный день, "ВАЛЛ-И" все равно выйдет в широкий прокат.
"Врезалось в память!", Гай Мэддин. Квази-автобиография одного из самых радикальных режиссеров современности.
Кадр из фильма "Меня здесь нет"
"Страх(и) темноты", альманах. Анимационный хоррор, несколько фрагментов, снятых в разной стилистике, от аниме до 3D, но все черно-белые, и все рассказывают о фобиях. Авторы — из студии графического дизайна Prima Linea.
"Счастье", Богдан Слама. Призы Богдану Сламе и исполнительнице главной роли Анне Гейслеровой в Сан-Себастьяне, куча "Чешских львов", награды разных фестивалей масштабом поменьше, — "Счастье" стало одним из главных европейских хитов 2005 года. История троих взрослеющих друзей в индустриальном городке, тихая человечная мелодрама, название которой на английский было переведено как "Что-то вроде счастья".
"Забавные игры", Михаэль Ханеке. Самый циничный моралист европейского кино переснял в Америке собственный давний фильм о садистах, терроризирующих обычную семью. С Тимом Ротом и Наоми Уоттс в главных ролях.
Кадр из фильма "Забавные игры"
"Менины", Игорь Подольчак. Только для очень сильных духом: видеоэксперименты в духе 80-х перемежаются какой-то бесконечной семейной историей, в которой так ничего и непонятно вплоть до самого конца; зато кадры выстроены в точности как на натюрмортах великих голландцев, а звук сделан с бесконечной изобретательностью. Историю, кстати, автору рассказал знакомый психоаналитик, а "Менины" Веласкеса тут, похоже, к тому, что Веласкес, как и Подольчак, показал закулисную жизнь героев, вытеснив главных действующих лиц за пределы картины.
"Кус-кус и барабулька"Абделя Кешиша. Один из лучших фильмов прошлогоднего Венецианского фестиваля, обладатель "Сезара" как лучший фильм года. История одной тунисской семьи во Франции, удачный микс из социалки (герой, пожилой тунисец, потерявший работу, хочет открыть плавучий ресторан, но для этого ему надо получить всякие справки), семейной бытовой комедии (огромная семья каждую неделю собирается за большим столом — есть кус-кус с рыбой) и серьезной драмы.
Кадр из фильма "Кус-кус и барабулька"
"Кабэй", Ёдзи Ямада. Семейная драма о временах 1940-х от автора "Сумрачного самурая" и "Скрытого клинка", традиционное, медленное и умиротворяющее кино.
"Барабанщик", Кеннет Би. Гонконгские триады и тайваньские дзен-барабанщики, сын Джеки Чана и Тони Люн Ка Фай в главных ролях, превосходный саундтрек и название, которое по-китайски означает "Война. Барабаны".
Кадр из фильма "Элитный отряд"
"2 дня в Париже", Жюли Дельпи. Милый, непритязательный режиссерский эксперимент актрисы Жюли Дельпи ("Дурная кровь", "Три цвета: белый", "Перед рассветом"), романтическая комедия о парочке, решившей попутешествовать, чтобы освежить чувства. Из своего Нью-Йорка они отправились сначала в Венецию, а потом заехали в Париж на пару дней, к родителям девушки. Мужик во французские фривольности не вписывается, девушка начинает задумываться о том, правильно ли она выбрала спутника, а в Париже кто-то тем временем взрывает забегаловки.
Кадр из фильма "Такси на темную сторону"
Подбор фильмов нельзя назвать представительным: нет ни нашумевших прошлогодних "Медуз" Этгара Керета, ни последнего хита "Вальс с Баширом"Ари Фолмана. Зато есть несгибаемый столп израильского кино Амос Гитай, режиссер без намека на чувство юмора. И Амос Коллек — режиссер, весь сделанный из тихого веселья.
Цай Мин-Лянь — один из лучших современных режиссеров, вуайерист и безумец, все его фильмы обязательны к просмотру. В российском прокате и на фестивалях показывали "Дыру", "Капризное облако" и "Не хочу спать одна". В ретроспективе будет, в частности, "А у вас который час?", своеобразная предыстория "Капризного облака". Постоянный актер и ученик Цай Мин-Ляня, Ли Кан-Шен, решил снять собственный фильм, но получился просто безжизненный клон фильмов учителя.
Кадр из фильма "Банзай, режиссер!"
В этих ретроспективах внимания заслуживает "Банзай, режиссер!"Китано. Культовый японец получит на 30 ММКФ почетную премию за вклад в киноискусство, а работа "Банзай, режиссер!" — самое интересное и бескомпромиссное его высказывание на тему режиссуры и жизни вообще, своеобразный манифест Китано, уставшего от своей бессмысленной работы и от своего имиджа. Самая интересная ретроспектива — фильмы великого американца Джона Кассаветиса, родоначальника "независимого" кино. Смотреть обязательно — Кассаветис не просто классик, а мощнейший монстр, способный перевернуть представление о кинематографе.
"Списки" становятся традицией ММКФ: в прошлом году это был "Список Михалкова", и Никита Сергеевич лично рассказывал, как на него повлиял тот или иной фильм. В "Списке Панфилова" — шедевры от "Затмения"Антониони до "Смерти в Венеции"Висконти; в представлении не нуждаются.
Самая интересная программа фестиваля — настоящая классика советского авангарда, от Довженко и Вертова до недооцененного гения Михаила Калика, от фильмов, запрещенных к показу, вроде "Гвоздя в сапоге"Калатозова, до фильмов, подвергшихся цензуре, вроде "Простой случай"Пудовкина. Смотреть обязательно — больше вы этого нигде не увидите.
Кроме классических лент (вроде "Долгой счастливой жизни" Шпаликова или "Замри-умри-воскресни"Каневского), можно будет, как всегда, увидеть последние российские фильмы — "Исчезнувшая империя"Шахназарова или "Все по-честному"Астрахана. Отдельное спасибо за программу "Кинотавра": в Доме Кино покажут "Шультес"Бакурадзе (Гран-при Кинотавра), "Живи и помни"Прошкина (приз за режиссуру), "Юрьев день"Серебренникова (приз за лучшую женскую роль), "Нирвану"Волошина (приз за лучший дебют), "Плюс один"Бычковой (приз за лучшую мужскую роль) и другие движущиеся кинотавровые картинки.Всё о 30-м Московском Международном кинофестивале →