Пустое синее небо

Ξ 9 октября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Ксения Рождественская

На сороковой минуте "Тайного сияния" у героини украдут ребенка. Украдут и убьют, и еще полтора часа ей придется жить с этим. Вам тоже. Рассчитывайте свои силы.

Тайное сияние /Milyang/ (2007)

комедия / мелодрама

Режиссер: Ли Чан-дон
В ролях: Чон До-ён, Сон Кан-хо

Молодая вдова Ли Син Э с сыном-младшеклассником приезжает в родной город своего погибшего мужа. Город называется Мириан, что в переводе означает "Тайное сияние". Чужое место, сплетницы-соседки, влюбленный увалень-автомеханик. Ли Син Э преподает музыку, ее сын учится риторике, медленная жизнь маленького городка выглядит лицемерной и скучной, но героиня все равно думает купить здесь землю. Так хотел ее муж, а она всегда делает то, чего хотят окружающие.


Кадр из фильма "Тайное сияние"

Потом вот это: похищение, убийство. Потом еще полтора часа медленной истерики маленького человека — без резких движений, без пафоса, без "так тебе и надо", скорее Толстой, чем Михаэль Ханеке. (Неслучайно режиссер Ли Чан-дон начинал как писатель.)

Сначала Ли Син Э уходит в религию и пытается сделать то, чего, как ей кажется, хочет от нее бог: смириться, простить убийцу. Не срабатывает. Когда она приходит к убийце в тюрьму, он, улыбаясь, говорит ей: а я уже попросил у бога прощения, и он простил меня. "Как он мог простить этого человека прежде, чем это сделаю я?" — вопрошает героиня и объявляет богу войну. Как шкодливый ребенок под взглядом родителя, нарушает заповеди, срывает проповеди, соблазняет ближнего своего, — но бог всегда оказывается на один ход впереди. Богоборчество — это иногда смешно, иногда страшно, и всегда бессмысленно.


Кадр из фильма "Тайное сияние"

Режиссер, наместник бога на съемочной площадке, никогда не доводит истерику до предельного градуса и принципиально не дает зрителю проникнуться чужой болью. В самый предельный момент, в сцене обнаружения тела ребенка, камера вообще не следует за героиней; когда боль притупляется, камера подходит чуть ближе. Ли Чан Дон не пускает зрителя к героине, не разрешает вжиться в нее, проассоциировать себя с ней. То есть, зритель испытывает ощущения любого нормального человека, видящего, как незнакомец бьется в истерике. Что делать — подойти? Успокоить? Как? Легче отстраниться, не сопереживать, а отворачиваться, не плакать, а опускать глаза. Ничего нельзя поделать. Героиня (поразительно тонкая и точная Чон До-ён получила за эту роль приз в Канне) должна сама попробовать вписаться в этот мир: неважно, в маленький город под названием "Тайное сияние", в большую секту под названием "христианство" или в огромную секту под названием "жизнь". Она сама должна справиться с тем, что насылают небеса — а чаще всего они требуют отдать им вообще все, взамен предлагая лишь неуверенный солнечный луч.


Кадр из фильма "Тайное сияние"

Фильм начинается со взгляда в синее небо — оттуда, по верованиям корейских шаманистов, приходят все блага земные и все испытания, оттуда, по убеждению христиан (христианство в Корее — одна из основных религий), смотрит Бог. Есть и еще одна версия: там, наверху, никого нет, просто синее небо, разреженный воздух, отсутствие обратного взгляда. Никакого катарсиса. Вы боретесь сами с собой. Рассчитывайте свои силы.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: