Берлинале-2008: Берлинале просит огня
Ξ 18 февраля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Ксения Реутова На Берлинском фестивале неожиданно для всех победил "фильм о преемнике". Главные фавориты — "Нефть" Пола Томаса Андресона и "По воле случая" Майка Ли — довольствовались утешительными "Серебряными медведями". Программа Берлинале в этом году была настолько слабой и невыразительной, что накануне церемонии награждения казалось, что никакой интриги тут быть не может: есть Пол Томас Андерсон и есть Майк Ли, а все прочие фильмы были отобраны лишь для того, чтобы их как можно выгоднее оттенить. При таком раскладе все как-то забыли о жюри, члены которого, как оказалось, отнеслись к своей работе всерьез: наградив фаворитов, они преподнесли и журналистам, и публике сюрприз, который те, поразмыслив, признали приятным. "Золотой медведь" 58-го Берлинале достался бразильскому "Элитному отряду"Хосе Падильи. У наших журналистов он проходил под кодовым названием "фильм о преемнике". По сюжету капитан того самого элитного подразделения, главная задача которого — наводить порядок в фавелах Рио-де-Жанейро, собирается вскоре оставить службу (у него беременная жена, а с такой работой вероятность того, что она останется вдовой, очень велика) и подыскивает человека, который смог бы его заменить. Идеальный шанс для проверки двух найденных кандидатов — приезд в Рио папы Иоанна Павла II, перед которым надо провести операцию по "зачистке" фавел от "лишних элементов". В Бразилии картина так напугала своим правдоподобием местное правительство, что ее пытались запретить, что привело к неожиданному эффекту: еще незавершенная работа попала в Интернет, где ее (до официального выхода в прокат!) посмотрели миллионы человек. Это жесткое, брутальное, красивое, а главное — политически актуальное кино, которого в Берлине в этом году было на удивление мало. Иностранной прессе оценить картину по достоинству помешал нелепый конфуз, каких вообще-то на идеально организованном Берлинале почти не бывает: вместо английских субтитров на пресс-показе пустили немецкие, и всем, кроме местных журналистов, пришлось стоять в очереди за наушниками. С ними, кстати, легче не стало: переводчик с трудом успевал за репликами персонажей, и порой было трудно разобрать, переводят тебе предыдущую сцену или то, что ты видишь на экране сейчас. Гран-при жюри получил документальный фильм Эррола Морриса"Стандартная процедура" — довольно поверхностный анализ скандала вокруг снимков из багдадской тюрьмы Абу-Грейб, на которых американские солдаты издеваются над заключенными. Это любимая тема Берлинского кинофестиваля: два года назад приз за режиссуру отсюда увез британец Майкл Уинтерботтом за свою "Дорогу на Гуантанамо". Проблема этого года заключалась в том, что в конкурс, как правило, попадает несколько подобных работ, и жюри, которому в любом случае приходится отдавать какой-нибудь приз, просто выбирает лучшую. На этом Берлинале конкурентов у именитого Морриса не было — и это еще одна непростительная ошибка отборщиков. Автор "Нефти" Пол Томас Андерсон позировал фотографам сразу с двумя "Серебряными медведями": первый, за режиссуру, достался ему самому, второй — композитору Джонни Гринвуду за саундтрек к фильму. Гринвуд в Берлин не приехал, потому что пару дней назад стал отцом, — Андерсон, сообщивший эту новость журналистам, выглядел таким счастливым, будто ребенок родился у него. Собственную награду режиссер посвятил своему главному актеру Дэниэлу Дэй-Льюису, который на церемонии награждения не появился — видимо, уже вовсю готовится к воскресному "Оскару". Приз за лучшую мужскую роль, который как раз и должен был по справедливости получить Дэй-Льюис, в итоге отправился в Иран: жюри решило отдать "Медведя" Резе Наджи, исполнителю главной роли в фильме Маджида Маджиди"Воробьиная песня". Понятно, что тут наградили не столько актера (Наджи, кстати, в жизни мало чем отличается от своего экранного персонажа — забавного, но мудрого бедняка, который колесит по Тегерану в надежде заработать денег на ушной протез для глухой дочки), сколько сам фильм — в последние годы иранские картины не уезжают из Берлина без призов. С наградой за лучшую женскую роль все было довольно предсказуемо: под бурные аплодисменты ее вручили Салли Хоукинс, британской актрисе из фильма Майка Ли "По воле случая". "Он такой миленький, такой миленький!" — радовалась Хоукинс, целуя своего "Медведя". Поблагодарила она в первую очередь, конечно, своего режиссера, к которому британские актрисы теперь должны выстраиваться в очередь: Хоукинс — далеко не первая из тех, кому, благодаря съемкам у Ли, удалось заполучить приз на большом фестивале. В 1996 году каннскую "Пальмовую ветвь" за "Тайны и ложь" увезла в Великобританию Бренда Блетин, в 2004 году венецианский Кубок Вольпи вручили Имельде Стонтон за "Веру Дрэйк". Хорошая тенденция. Приз за лучший сценарий достался китайской картине Вана Сяошуая"Вера в любовь", приз Альфреда Бауэра, учрежденный в честь основателя Берлинале, — мексиканскому "Озеру Тахо"Фернандо Аймбке, истории о мальчике, который тяжело переживает гибель отца. Этому же фильму достался приз критики ФИПРЕССИ. Кстати, лучшим фильмом программы "Панорама" критики назвали открывавшую ее "Русалку"Анны Меликян — Берлин определенно делает ставку на этого режиссера. Критика, которая обрушилась на фестиваль в этом году, выход двух членов из состава жюри прямо накануне открытия, слабые программы — все это, надо сказать, ничуть не омрачило настроение берлинской публики. У билетных касс все так же с раннего утра толпились киноманы, кинозалы были забиты каждый вечер, при минусовой температуре рядом с красной дорожкой по-прежнему собирались зрители. Так что кто бы там что ни говорил — кризис Берлинале не грозит. Здесь ценят стабильность.
Берлинале-2008: Кадр из фильма "Элитный отряд"
Берлинале-2008: Кадр из фильма "Стандартная процедура"
Берлинале-2008: Кадр из фильма "По воле случая"