Веселые песни со дна морского
Ξ 27 апреля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
В "Рок-волне" от создателя "Реальной любви" ди-джеи 60-х смешно болтают в эфире и трахают лучших девиц Англии, а чиновники в пиджаках невыносимо скучают даже на Рождество. Рок-волна /Boat That Rocked, The/ (2009) комедия / драма / музыка / мелодрама Режиссер: Ричард Кертис
Мальчик поднимается на борт пиратского судна. Ржавое корыто со сгнившим двигателем много лет стоит на якоре, потому что пиратство в данном случае — свободное и незаконное радиовещание, круглосуточный рок-н-ролл, который в 1967 году слушает, по официальным данным, около половины населения Великобритании. Это две истории в одной. Первая — отличный рок-водевиль, снятый Ричардом Кертисом, подарившим нам "Реальную любовь" и писавшего сценарии для "Мистера Бина", "Дневника Бриджет Джонс" и "Четыре свадьбы и одни похороны". В "Рок-волне" все столь же весело и просто. У мальчика никогда не было отца. На корабль его заслала мамочка — та еще штучка, которую с восторгом вспоминает половина команды. Здесь он обнаруживает тщательно одетого пожилого красавца (исключительно-превосходно-великолепный Билл Найи) и некоторое количество старших товарищей — оболтусов и раздолбаев, радио-ди-джеев, красавцев удалых, о которых, соответственно, мечтает примерно половина радиослушателей, если не больше. Одного из них играет Филипп Сеймур Хоффман, при бороде и толстый. Парень выглядит, как ботаник, он девственник, но на лодке ему нравится. К тому же... ну мало ли... Ведь не может быть так, чтобы у человека совсем не было отца? А вдруг он как раз на рок-лодке? А над кораблем сгущаются тучи: злое правительство хочет навсегда закрыть эти рассадники свободы и рокенрола. Сначала они запрещают британским компаниям рекламировать товары и услуги на пиратских радиостанциях, а потом и вовсе законодательно запрещают деятельность рок-лодок.
В этом водевиле много чего происходит: лишение девственности, соперничество двух альфа-ди-джеев, свадьба длящаяся 17 часов, женское лесбо-счастье, секс по четвергам, жизнь в вонючих прокуренных каютах и служение рок-н-роллу всем сердцем, умом, печенью и другими органами. Все это дублировано русскими ди-джеями — Камолов, Трахтенберг и Сергей Стиллавин. Можно к этой братии по-разному относиться, но характерный ди-джейский треп они воспроизводят идеально. Опять же саундтрек в фильме исключительный, список песен занимает полторы страницы мелким шрифтом и все это — прекрасная и удивительная музыка, бывшая актуальной в 1967 году, то есть по определению лучшая в поп-культуре. Вобщем, чистое удовольствие, легкое дополнение к "Мечтателям" и "Через Вселенную", воскрешающих мечту о 60-х для душноватых нулевых.
Герой второй истории — само ржавое корыто и те люди, которые мечтают его утопить. В фильме об этом почти не рассказывается, говорится только, что в те годы в Англии современная поп-музыка на BBC, единственной легальной широковещательной организации, играла два часа в неделю. Поэтому все неизбежно слушали пиратские радиостанции. Они были вполне прибыльным бизнесом, в который вкладывались английские и американские бизнесмены. Они нарушали монополию BBC на вещание, и те, кто слушали это радио, тоже нарушали лицензию и совершали административное правонарушение. Правительство их ненавидело, но после того, как главные пиратские станции закрылись или убрались к другим берегам, BBC переформатировало одну из своих станций под формат довольно близкий к тому, что делали пираты, с свободным ди-джейским трепом и современной музыкой. Туда, кстати, пошел работать Джон Пил, самый знаменитый ди-джей двадцатого века, начинавший на пиратском Radio London, одном из прототипов рок-корабля "Рок-волны".
А еще спустя шесть лет в Великобритании разрешили коммерческие радиостанции. Ричард Кертис в конце фильма показывает толстую пачку обложек лучших английских рок-альбомов и непринужденно вписывает пиратские радиостанции в историю рок-н-ролла, а ту — во всемирную историю борьбы за свободу слушать любую фигню и самовыражаться. В жизни все примерно так и было — разве что одну из пиратских радиостанций обвинили в том, что она под видом рок-песенок передавала врагу секретную информацию, а все прочие в условиях холодной войны нарушали монополию правительство Соединенного Королевства на пропаганду. Потом, когда пиратские станции стали совсем маргинальной нишевой историей, чиновники с тем же энтузиазмом ополчились на рейвы, сейчас, вероятно, они придумают что-нибудь еще.
В ролях: Джемма Артертон, Филип Сеймур Хоффман, Билл Найи, Эмма Томпсон, Риз Айфэнс, …