Мой самый лучший враг
Ξ 21 сентября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Самый лучший друг мужчины — это его враг. Мы выбрали 11 фильмов, в которыъ единство и борьба советско-российских харизматиков наглядно доказывает этот факт. Недавние "Опасные пассажиры поезда 123" Тони Скотта, где два классовых врага — финансист и диспетчер метро — в какой-то момент почти становятся друзьями, сподвигли нас на перечисление наиболее важных мужских дуэтов и дуэлей из истории отечественного кино. 1. Конец утопии: Деточкин / Подберёзовиков Простое желание советского человека иметь свой автомобиль нанесло великой русской утопии удар, последствия которого нам до сих пор аукаются. Власть (Ефремов) призналась себе самой и своему народу, что стоит на охране частной собственности. Совесть (Смоктуновский), мгновенно вставшая в оппозицию, со слезами на глазах вытесняется в криминальное подполье. Вопреки распространенному убеждению, что коммунистический кинематограф не конвертируется в американский, "Берегись автомобиля" очень даже конвертируется: сделайте из героя Миронова шустрилу, выдававшего ипотечные кредиты в каком-нибудь Огайо, и пожалуйста — хорошая голливудская комедия на злобу дня. 2. Лечение травмы: Горбунков / Геша
Травму "Берегись автомобиля" общество залечивало "Бриллиантовой рукой". После комедийного по форме, но трагичного по сути раскола русской мысли на почве любви-ненависти к личному автотранспорту, клоунский дуэт классовых врагов — Горбункова и Геши — стал сеансом карнавальной психотерапии, во время которого Совок (Никулин) побеждает Капитализм (Миронов) с благословения компетентных органов, в чьих нравственных симпатиях сомневаться уже не приходится. Сеанс продолжается до сих пор перед каждым Новым годом: дуэт Капитализма и Совка нашему зрителю пришелся по душе. 3. Чекист и Инженер: Мячиков / Воробьев
На утопический оптимизм Гайдая Рязанов ответил сеансом утопического пессимизма — своей лучшей комедией "Старики-разбойники", где еще раз показал, что настоящая линия раздела проходит между властью, куда просочилось зло в лице коррумпированного следователя Андрея Миронова, и нравственным народным идеалом, под которым расписался еще один мужской дуэт по-русски в лице честного оперативника Никулина (Мячиков), заключившего тактический альянс против Системы с простым инженером Евстигнеевым (Воробьев). Проиграли оба. Откуда все пошло: Жеглов / Шарапов
Кому-то понятно, что линия поведения Жеглова, подбрасывающего подозреваемым вещдоки, заканчивается Денисом Евсюковым, а линия Шарапова — Иваном Лапшиным, который "город-сад". Кому-то понятно не очень. Как бы то ни было — вот Конкин и Высоцкий, и оба в начале этих двух линий просто блистательны. Самый важный двойной мужской портрет в истории нашего кино. 5. Русский Face/Off: Белов / Беликов
Критические реалисты Миндадзе с Абдрашитовым, не верящие ни в совок, ни в капитализм, ни даже в "город-сад", предложили свой вариант противостояния человека и системы — "Охоту на лис", один из самых выразительных мужских дуэтов в истории отечественного фильма. Простой рабочий Белов (выдающаяся роль Гостюхина), заработавший ударным коммунистическим трудом на мотоцикл, тайно ездит на свидания в тюрьму, где крутит срок гопник Беликов (Нефёдов), который набил Белову морду. Внутри тюрьмы понятия "виноватого" и "правого" меняются местами: рабочий, поняв, что сам живет в тюрьме, только снаружи, испытывает нравственное перерождение, гопник, выйдя на свободу, хочет жить, как рабочий — квартира, машина и т.д. Финал, где теперь Белов бьет Беликову морду за то, что хочет быть "как все", власти перед прокатом вырезали. 6. Есенин и Зверь: Зыкин / Трунов
Развернутая экранизация строчки Высоцкого "...а мне навстречу нагло пер капитализм, звериный лик свой скрыв под маской "жигулей" являет собой пример национальной утопии в рафинированном виде: говорят, фильм Уразбаева до сих пор крутят курсантам МВД, чтобы вырастить из них чистых на руку гаишников. Чистого на руку гаишника прикрывал своим есенинским чубчиком Сергей Никоненко, звериный лик — Никита Михалков в дымчатых очках и полосатом пиджаке. Объяснить иностранцам, за что страдают тот и другой, невозможно в принципе: на излете великой русской утопии простое желание советского человека иметь автомобиль вдохновляло наш кинематограф на действительно уникальные картины. 7. Русская Аляска: Манни / Ранкен
Пока в СССР снимали эзоповые ребусы про честных автоинспекторов, мучающих кризисных менеджеров из автосервиса, вырвавшийся на Запад Андрей Кончаловский реализовал идею смертельного противостояния свободы и системы с прямотой, которой так не хватало его коллегам, оставшимся на родине хоронить генсеков. В общем, нет ничего удивительного, что одну из лучших дуэлей в истории кино — зэка Джона Войта (Манни) и вертухая Джона Райана (Ранкен) — увековечил на Аляске именно российский режиссер. 8. Единство и борьба: Котов / Митя
Толком не разобравшись с автомобилями, рубеж 90-х российское общество встретило с огромным желанием разобраться с собственной историей. Помочь нации отделить мух от котлет вызвались два человека, олицетворяющие национальный тип в диаметрально противоволожных весовых категориях. Брутальный красный командарм Котов (Михалков) — соль земли и русский богатырь — отправляется прямиком в ГУЛАГ с расквашенной физиономией по навету бледного экс-дворянина Мити (Меньшиков). С таким отделением мух от котлет можно и поспорить, но если рассматривать их в диалектическом единстве как вечную борьбу мужских амбиций внутри головы Никиты Михалкова, то дуэль получилась наглядная и мощная. 9. Родина мужского рода: Отец / Сын
Через десять лет Сокуров дал альтернативную версию дуэли национальных архетипов, сформировавшихся в голове у режиссера. Отвоевавший свое отец (Щетинин) болеет сердцем за курсанта-сына (Неймышев), олицетворяющего у Сокурова вечно воюющую с кем-то родину. Жестокую, вздорную родину-мать с мечом Сокуров заменяет на мудрого, спокойного отца — полную противоположность Котову. Сокуровский гомоэротизм — пощечина истеричной, бабьей сущности российской власти, которую, частично совпав с режиссером, не устает клеймить поэт всего маскулинного Эдуард Лимонов. 10. Как дети...: Шультес / Костик
Но наиболее адекватным текущему моменту нам представляются не эти две дуэли, а мирный дуэт из фильма Бакура Бакурадзе: московский вор, страдающий амнезией, и московский ребенок, которому нечего вспоминать. Безупречная пара современников в замечательном исполнении Гела Читава и Руслана Гребенкина. 11. Иван Грозный / Митрополит Филипп
А насколько адекватным текущему моменту оказался Павел Лунгин, у которого Власть (Мамонов) и Совесть (Янковский) вновь сойдутся в вечном поединке, не особенно сверяясь с мечтой простого человека забыть об этих понятиях навсегда, мы узнаем ровно через месяц, когда "Царь" выйдет в широкий прокат.
"Берегись автомобиля",1966, реж. Эльдар Рязанов
"Бриллиантовая рука", 1968, реж. Леонид Гайдай
"Старики-разбойники", 1971, реж. Эльдар Рязанов
"Место встречи изменить нельзя", 1979, реж. Станислав Говорухин
"Охота на лис", 1980, реж. Вадим Абдрашитов
"Инспектор ГАИ", 1982, реж. Эльдор Уразбаев
"Поезд-беглец", 1985, реж. Андрей Кончаловский
"Утомленные солнцем", 1994, реж. Никита Михалков
"Отец и сын", 2003, реж. Александр Сокуров
"Шультес", 2008, реж. Бакур Бакурадзе
"Царь", 2009, реж. Павел Лунгин