Интернет и молодежь: кто выйдет победителем?
Ξ 26 февраля, 2008 | → | ∇ Новости отовсюду |
Москва – Лондон, Февраль 25 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) – Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, породили невиданную доселе массу новых тенденций. Они с детства приобщаются к инновационным технологиям, а главное, владеют совсем иным подходом к информации. В обществе о юных пользователях уже сложилось множество устойчивых мнений. Но ученые взяли на себя труд проверить каждый из мифов на прочность, пишет «Взгляд». Термин «поколение Google» получил широкое распространение, но не все знают, что он означает. Определение появилось на свет для идентификации пользователей, которые родились после 1993 года и за плечами которых нет опыта досетевого существования. По данным «Википедии», его появлению способствовал некий социальный заказ, когда в обществе появилась группа людей, для которых «Интернет стал единственным источником информации, а Google – ведущей системой поиска». О масштабах нового явления свидетельствовали социологические исследования. Так, по данным доклада некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор любой информации с поисковой системы и лишь 2% обращают внимание на сайты библиотек или реальные книжные фонды. В адрес молодого поколения посыпались многочисленные претензии, которые можно свести к нескольким пунктам. Молодых пользователей окрестили поколением потребителей, которые в погоне за скоростью жертвуют качеством. В то же время в плюс им отметили свойство «многофункциональности», а также умение оптимизировать свое время и силы. Ученые решили проверить, действительно ли современные дети тянутся к компьютерной мышке еще в колыбели, демонстрируют инстинктивную способность ориентироваться в Интернете и быстро находить нужные ответы, при этом предпочитая чужую непроверенную информацию собственным размышлениям. Исследование, проведенное по заказу Британской библиотеки с участием англоязычной молодежи из развитых странах Запада, поставило под сомнение большинство популярных мифов. Современные молодые люди действительно «пропитаны» инновационными технологиями и предпочитает интерактивный интерфейс возможности просто получать информацию. Но, увы, в большинстве своем они остаются на уровне продвинутых пользователей, а юзеры старшего возраста быстро их догоняют. «Большинство молодых людей пользуется гораздо более простыми технологиями, чем принято считать», – таков основной вывод работы. «Многофункциональность» молодого поколения – также скорее миф. Убедительных доказательств этому нет, считают эксперты. Предпочитают ли дети визуальную информацию тексту? Ответ ученых звучит почти утвердительно, несмотря на то, что «текст до сих пор играет ведущую роль». Действительно ли дети настолько привязаны к Сети, что доступ в Интернет для них важен как воздух? По данным исследования, проведенного независимой британской компанией Ofcom, некоторые люди в возрасте от 65 лет и старше еженедельно проводят в Интернете на четыре часа больше, чем их внуки. Таким образом, по мнению ученых, время пребывания в Сети зависит от индивидуальных особенностей и не связано с возрастом. Кроме того, Интернет вовсе не исключает для молодых людей личное общение, уверены эксперты. Например, мессенджеры не заменяют детям разговор, а, скорее, дополняют его. Что касается информации, полученной из Сети, ценность ее для детей куда ниже, чем слова преподавателей, родственников или тексты в учебниках. Конечно, информацию онлайн получить гораздо проще, да и возможность простого доступа к информационным ресурсам соответствует современному ритму жизни. Но исследование показало, что непоседливость детей осталась в пределах нормы. Каждое поколение проходит через этот период. Тем не менее, глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей. Дело в том, что, несмотря на количество аккумулированных ресурсов, дети, как правило, отдают предпочтение тем документам, что появляются в первых строчках поисковых систем, и ленятся искать дальше. Они просматривают лишь часть информации – заглавия, содержание, аннотации, но редко копают глубоко. Это хорошо для быстрого ознакомления, однако студенты должны уметь серьезно разобраться в вопросе, в тонкостях и нюансах, если хотят научиться думать самостоятельно. Студенты старших курсов, в отличие от младших товарищей, обычно демонстрируют высокий уровень компьютерной грамотности. Однако «информационная грамотность» молодых пользователей – умение находить и впитывать качественную информацию – зачастую отстает, утверждают эксперты. «Поколение Google» тратит мало времени на обдумывание найденных в Интернете данных. Поэтому молодежь надо учить внимательнее оценивать точность, значимость и авторитетность полученных сведений. По мнению экспертов, к 2017 году мультимедийное пространство станет одним из ведущих ресурсов человеческой жизни, где электронные книги придут на смену бумаге, а методы нового поколения станут повсеместными. Чтобы проблемы этого поколения не перешли на 10 лет вперед, в борьбу стоит включиться библиотекам и вузам, которые должны не только предоставить молодому поколению достойные информационные ресурсы, но и научить пользователей грамотно отбирать данные. В противном случае, предсказывают эксперты, поисковые системы Google и Yahoo останутся единственными источниками знаний, заключает «Взгляд».