Этот стон у них песней зовется…
Ξ 7 апреля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Путь демона-парикмахера с Флит-стрит на экраны российской столицы был долгим и тернистым. Прокатчики пару раз переносили премьеру, не особенно объясняя, чем это вызвано, а киноманы кормились слухами. Хотя одна закавыка была понятна с самого начала: в фильме слишком много поют. Собственно, почти все время это делают. Притом не «гоп, гоп, тра-ля-ля», как в «Мулен Руж», а практически оперу. Конечно же, компания-прокатчик («Каро-фильм») нервно почесывалась от соблазна заставить Деппа запеть голосом, не к ночи будь помянуты, Баскова или Киркорова. Пришли бы зрители как миленькие. Но те, кто хотел послушать именно Деппа, принимали превентивные меры: так, в декабре 2007 года русскоязычным livejournal-сообществом, посвященным Тиму Бартону, и неофициальным сайтом Джонни Деппа в «Каро-фильм» была направлена петиция, призывавшая по возможности воздержаться от полного дублирования фильма и заменить дубляж в музыкальных номерах субтитрами. Как вы понимаете, это автоматически превращало прокат в довольно ограниченный, ибо отечественный зритель в своей массе не в силах одновременно смотреть, слушать, да еще и читать. Однако «наши победили»: картина все же будет без дубляжа, а планируемое прокатное название «Суини Тодд: маньяк-парикмахер» сменили на более близкое оригиналу – «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Правда, герой Деппа все же не парикмахер, а брадобрей – он не стрижет, а только бреет и, пардон, пущает кровь, ну да ладно. Историю зловещего лондонского цирюльника впервые экранизировали еще в 1926 году, и с тех пор были созданы целый ряд теле- и киноверсий. До Дракулы далековато, но культовый статус налицо. Когда за очередную экранизацию взялся «Парамаунт», казалось, что на выходе будет совсем иной продукт, нежели то, что мы увидим 10 апреля. В режиссеры брали Сэма Мендеса, а Тодда должен был играть Рассел Кроу (собственно, во всех учтенных фильмах эту роль исполняли этакие плотные мужички). Но, когда появился Бартон, стало ясно: фильм будет совсем иным. Между прочим, американцы долго скрывали, что это именно мюзикл. Тоже, видать, боялись. В результате получилась очень мрачная готическая картина о мести во всей ее красе. Притом не мюзикл, а именно опера – по крайней мере, широкие зрительские круги будут называть «Суини Тодда» так, когда бросятся ругать фильм в блогах. Сюжет картины прост и незатейлив (не забывайте, что она поставлена по мюзиклу, а там особенно не нафилософствуешься); он даже сродни многочисленным сюжетам современных русских сериалов. Судите сами: хороший трудолюбивый человек был женат на доброй красавице, и у них росла миленькая дочурка. Но некий дрянной чиновник подставил трудолюбивого гражданина, посадил его, жену обесчестил, после чего она покончила с собой, а девочку удочерил. И вот бывший хороший трудолюбивый человек нарезает с зоны и клянется страшно отомстить обидчикам и всему жестокому миру заодно. Так и просится на Первый канал – серий этак на девяносто под названием типа «Месть за любовь». Именно тема мести Бартона и заинтересовала – приготовления к ней, наслаждение ею… Хотя есть ли оно, это наслаждение? Тодд режет своих агнцев с таким потерянным и бесприютным взглядом, что, кажется, и сам не понимает – а стоит ли это делать? Но надо мстить, надо. Мир иного не заслуживает, он злобен и мерзок. Об этом говорит и «картинка» – куда же без нее у Бартона. Именно из-за слишком мультипликационной мрачности фильм получился все ж не таким страшным, как мог бы. Да и целый ряд практически комедийных диалогов (например, обсуждение идеи приготовления пирожков из покойников) тоже намекает, что никто и не собирался снимать хоррор. Даже кровища в фильме, пусть и льется потоками, очень напоминает густой малиновый сироп (в оригинале, на площадке, она вообще была оранжевая, потому что Депп боится вида крови). Казалось бы, смотри и радуйся. А тут еще и чудесные актерские работы: Депп (правда, «Оскара» за лучшую мужскую роль ему таки снова не дали, но он уже привык), Хелена Бонэм-Картер в роли изготовительницы пирожков с человечинкой, злокозненный Алан Рикман и неожиданный Саша Коэн (да-да, который Борат!) в виде напыщенного итальянского цирюльника. Все по отдельности действительно хорошо. И Депп поет вполне на уровне. И тучи над Лондоном встали очень кинематографично. Но… То ли Бартон и «Парамаунт» совершенно не думали о коммерческой стороне проекта, то ли (что вероятнее) не особенно волновались о прокатной судьбе «Тодда» за пределами Соединенных Штатов, однако фильм этот у нас явно не станет хитом. Культовым – да, как и любой фильм Бартона среди бартономанов, но народ будет уходить с середины сеансов, недоумевая, что же они такое смотрят. И дело не в какой-то культурной отсталости – просто это «не наше» кино. Джонни Деппа у нас любят многие, но не до такой степени, чтобы два с лишним часа выслушивать его вокальные упражнения, пусть и весьма приличного качества. Бартона тоже любят многие, но лучше они пересмотрят «Марс атакует!» или даже «Сонную лощину» с пивком у телика. Мюзиклы тоже любят, но когда понятно, о чем там поют, и желательно повеселее. Если при этом еще и пляшут – совсем расчудесно. Собственно, по той же причине какие-нибудь Current 93 выступают в клубах, а Scorpions – в Кремлевском дворце. Вот и фильм Бартона – уже не для клубов, но еще не для дворцов. А тут еще и субтитры… Да, приучать народ к грамотному подходу нужно, и пример тому – фильмы Кубрика, например, которые идут именно с субтитрами и, несомненно, от этого выигрывают. Но хочет ли народ приучаться? То-то и оно… Так, может быть, и в самом деле следовало пригласить Киркорова? Или кого-то более андеграундного – скажем, Кортнева… Но поздно плакать и сострадать, потому что все равно непонятно, что делать с этим брадобреем с Флит-стрит. Идите и смотрите, но не говорите, что вас не предупреждали. И не спешите вслед за некоторыми критиками утверждать, что «Суини Тодд» – худший фильм парочки Бартон – Депп. Ведь непонятое отнюдь не означает плохое.
Выходит в прокат «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Тима Бартона – картина, которая должна бы посеять среди российского зрителя разумное, злое и вечное. Но успешность посевной, как всегда в России, вызывает большие сомнения.