Гитлер почти капут

Ξ 30 января, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |


Выходит «Операция «Валькирия» – блестящий триллер о покушении на Гитлера с сомнительной этической подоплекой.

 

Как только до полковника Штауффенберга (Круз) начинает доходить, что Адольф Гитлер, пожалуй, не очень хороший человек, над военной частью пролетает вражеская авиация. Полковник остается без глаза и кисти руки, а подозрения его укрепляются. Поэтому, выйдя и госпиталя, он тут же оказывается завербован в сопротивление и становится одним из главных идеологов и исполнителей столь же хитроумного, сколь и неудачного плана покушения на лидера фашистов.

В принципе, можно было бы пересказать фильм от начала и до конца, не боясь быть уличенным в спойлерстве: все-таки операция «Валькирия» – не только сюжет блокбастера, но и подробно задокументированное историческое событие, экранизации которого, к слову, немцы крайне противились. Все им не нравилось: и сайентолог в главной роли — общественность опасалась, что Круз протащит в фильм свои сектантские убеждения; и неизбежная для голливудского кино популяризация истории; и, вероятно, некоторая двойственность событий. Ведь заговор против Гитлера фактически не был антинацистским: Штауффенберг в свое время весьма лояльно отнесся к оккупации Польши и, как и многие участники сопротивления, поддерживал нацистские идеи о возрождении державы.

По части идеологии в «Операции «Валькирия» все в полном порядке.

Даже лучше, чем в реальности: заговорщики выведены идеалистами и спасителями нации; Том Круз, вписавшийся в роль Штауффенберга не менее гармонично, чем в роль лысого продюсера из «Солдат неудачи», не призывает присоединиться к учению Хаббарда, а лишь старательно вскидывая культю, орет «Хайль, Гитлер» и мусолит вставной глаз. Что касается остального, то тут вопросы не к Сингеру, а к жанру. Да, здесь будет все то, за что мы и любим, и ненавидим Голливуд. «Кто-то же должен убить этого ублюдка!» – кричит герой, флаги со свастикой эффектно развиваются по ветру, а жена Штауффенберга (крупным планом — обручальное кольцо) рыдает на его суровом плече.

Но если примириться с мыслью, что фильм Сингера – голливудский исторический блокбастер со всеми вытекающими в виде гламурного романтизма последствиями, – следует признать, что «Операция «Валькирия» невероятно удачное кино.

Да как можно ругать «Валькирию», когда Сингер сделал из главы учебника остросюжетный триллер, и, вопреки историческим реалиям, здравому смыслу и «Википедии», ждешь – вдруг то, что не удалось Штауффенбергу, удастся Крузу. Это настолько сильно, что наталкивает на размышления об образовании: мы еще удивляемся, что молодежь не знает историю. Но вспомните школьные уроки – сплошная скука. И почему предмету не учат вот так, чтобы слушали, забыв обо всем на свете, а на перемене бежали в библиотеку вычитывать подробности? Учитесь у Сингера.

Все это прекрасно, но рождает легкий этический упрек.

Достаточно ли уже прошло времени для того, чтобы превращать страшные события недавнего прошлого в Диснейленд?

Не рано ли делать на этом деньги? На фоне «Операции «Валькирия» даже «Гитлер капут» – и тот, кажется, выглядит честнее. История в нем вывернута наизнанку, он апеллирует к анекдотическому эпосу, а не к действительности, в отличие от «Валькирии», которая соотносится с жизнью, примерно как яркая глянцевая открытка с видом на Кремль с грязной февральской Москвой.

Впрочем, может, и к лучшему. Раз появляются фильмы вроде «Операции «Валькирия», значит, мы потихоньку пережили прошлое и история превращается в миф. В данном случае — голливудский.

mediapark.com.ua

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: