Послание бесхвостому другу

Ξ 16 декабря, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |


В прокат выходит «Аватар» – готовившаяся 14 лет мирная революция от Джеймса Кэмерона.

 

Парализованный «морской котик» Джейк Салли попал на Пандору не по своей воле. Когда его близнеца-ученого застрелили в уличной потасовке, а Джейку предложили непонятную опасную работу и новые ноги, это было предложение, от которого он не мог отказаться. Ноги дали почти сразу. Да не только ноги, но и целое синее трехметровое тело с хвостом – этот самый аватар – единственную возможность находиться в атмосфере планеты без кислородной маски. С работой оказалось сложнее – некой корпорации Салли нужен для того, чтобы понять, можно ли договориться с аборигенами-друидами на'ави или придется их все же выжечь под корень.

Как любая долгожданная действительная искра революции, «Аватар» поначалу обескураживает. С одной стороны, простотой сюжета – от революций всегда по инерции ждешь демонстрации мускулов, а Джеймс Кэмерон говорит со зрителем, как с равным, но бесхвостым другом. С другой – удивительным даже для автора «Титаника» и «Терминатора» мастерством, с которым он погружает зрителя в свой дивный новый мир. Флора и фауна Пандоры проработана до мелочей, люди-кошки на'ави выглядят не привычным продуктом креативного мышления красноглазых программистов, но как прошедшие самостоятельную эволюцию жизнеспособные существа. Пытаться анализировать этот мир, как произведение человеческого разума, все равно, что философски осмыслять появление орехов в шишках.

Та же история и с сюжетом. Правы будут те, кто назовут «Аватар» нью-эйджевой сказкой, но тогда тем же людям придется назвать «Гражданина Кейна» морализаторской притчей о вреде буржуазного образа жизни, а «Титаник» – фильмом-катастрофой. Сравнение с «Гражданином Кейном» неслучайно и, наверняка, еще неоднократно будет озвучено, потому что «Аватар», кажется, станет первым фильмом, который может претендовать на революционность, по масштабам сопоставимую с уэллсовским шедевром, который, напомним, в прокате провалился.

И можно долго еще поминать источники кэмероновского вдохновения, сравнивать приключения морпеха среди инопланетян с Джоном Смитом и Покахонтас или «Танцами с волками», ради Бога. Конечно, и 3D не он изобрел, и не он придумал, что в зрителя можно кидаться из экрана всякими штуками, чтобы заставить его кричать и обливаться кока-колой.

Только вот он первый принял 3D как данность и научил нас в нем жить и именно Кэмерон сообразил, что отверткой в глаз это хорошо, но протянутая с экрана рука или хвост работают несоизмеримо лучше.

Кроме того, за время отсутствия Кэмерона, мы уже успели привыкнуть к тому, что Голливуд рассказывает нам сказки примерно по такой схеме: небанальная завязка – напряженное развитие – неизбежный хэппи-энд (или задел на продолжение), просчитываемый за сорок минут до титров. «Аватар» рассказан принципиально иначе. Во-первых, никакого «продолжение следует», во-вторых, уверенность в том, что мы-то знаем, куда в итоге прибегут через джунгли полюбившиеся герои, несколько раз начинает серьезно штормить.

Когда все кончится, главное не смотреть в глаза тем, кто выходит из зала. Потому что если посмотришь и увидишь там привычную пустоту и мысли о вечерних пробках, то вариантов всего два: страшно зашипеть или тихо сказать: «Я тебя вижу». А когда ни то ни другое не поможет, то лучше переадресовать свое признание: «Мистер Кэмерон, спасибо. Мы тебя видим».

Расписание киносеансов фильма "Аватар"
купить DVD "Аватар"

mediapark.com.ua

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: